Сайт проектной организации Челябэнергопроект на русском языке   Русский
Main To write the mail Map
Die Web-seite der Projektorganisation Tscheljabenergoprojekt in Deutsch   Deutsch




Création de site web société française Chelyabenergoproekt   Française

Projects intellectual skill!
Our News
12/22/2016 Happy New Year!
Happy New Year! Administration ...
12/30/2015 Happy New Year!
Happy New Year! Administration ...
12/21/2015 Happy Energy!
Happy Energy! Administration ...



News of branch
объекты Ростехнадзора
3D-printer for projects under key
In the conditions of world financial crisis it is difficult to adjust manufacture, but ideas which expenses on erection of low habitation, roads and other small objects, in particular, presume to cut down at this particular time can appear and take root. In given article transition from jet usual printers (2D) to three-dimensional printers (3D-printers) is considered.
Carrying over of 2D-objects of the small size from the real world in the computer and back became fast, simple and cheap thanks to a wide circulation of printers and scanners.
For example, in “Челябэнергопроект” the scanner of format A3, printers of format А3 is applied to design works (scanning and the press) and the colour plotter of format A1. 

Applied in Челябэнергопроект for design works the colour plotter of format A1 Hewlett-Packard DesignJet 130
Applied in “Челябэнергопроект” for design works the colour plotter of format A1 Hewlett-Packard DesignJet 130

It is necessary to notice that 2D-object carrying over through the computer is possible.
For example, in “Челябэнергопроект” the copier of format A0 is applied to design works (copying).

The copier of format A0 Ricoh FW780 applied in Челябэнергопроект for design works
The copier of format A0 Ricoh FW780 applied in “Челябэнергопроект” for design works
However in case of similar carrying over of 3D-objects all is more difficult.
Really, even computer modelling of not typical 3D-objects well only to experts, and in rather expensive packages, for example, in package Autodesk 3DS Max which costs about 200 000 roubles.

House model in Autodesk 3DS Max, created by the expert from Челябэнергопроект
House model in Autodesk 3DS Max, created by the expert from “Челябэнергопроект”
Much more simplifies process of carrying over of objects of the real world in computer special 3D-scanners. For example, at designing of some streets of Moscow use of the special mobile laser scanner which, passing on city streets is planned, will give out 3D-model.
Carrying over of 3D-model to the real world is possible only by means of the expensive equipment on manufacture or in laboratory, but as in house conditions.
Whether creation of real object on its 3D-model will pay off, what for it is necessary? The main requirement for the industry is a fast manufacturing of prototypes. Really, the probability of considerable depreciation of working out of a difficult product in the presence of possibility to look to engineers, and also the customer on a real product (or its breadboard model), instead of on an album of drawings, clear only to corresponding experts is high.
Besides, on a breadboard model it is possible to carry out tests still before the definitive variant of a product will be ready. Moreover, prototypes allow to carry out such tests which on a finished article you will not spend. For example, it is possible to use transparent plastic model of water supply at designing of not typical constructions, such as rotating skyscraper in Moscow. But the main thing that such model can be made very quickly that presently high speeds very important. We will notice, there is a whole industry of fast prototyping (rapid prototyping) which just and is engaged in working out and uses of technologies of the volume press for these purposes.
The following step – fast manufacture. Already now some technologies of fast prototyping allow to produce ready subjects from various materials. This ideal decision for small series manufactures as standard technical process gives the chance to make (in reasonable limits) everything for rather small time. Besides 3D-press some of technologies allow to produce quickly casting moulds, and further production is already known. It is possible to draw a parallel with digital devices on the basis of FPGA (field-programmable gate array), i.e. on the basis of the programmed logic, made the present revolution in electronics. Technology FPGA allows to describe electronic schemes on the computer, and then quickly to realise all described in a standard microcircuit. And it is possible to make the microprocessor, the microcontroller, etc. practically in house conditions. Let's consider the first step of development of 3D-printers for building is a creation of machine tools with programmed control. They are called CNC machines (CNC – computer numerically controlled, or, the machine tool with numerical programmed control). These devices can cope directly from CAD-programs and to cut out, cut and drill in a material of model which in these programs are developed. Materials almost any – from plastic or a tree to soft metals (bronze, aluminium).
For example, a ruler of machine tools MDX from company Roland. We will notice that Roland delivers to the machine tools a special piezoelectric scanning head which allows to do return transformation – to translate real subjects in computer 3D-models.

The machine tool with the numerical programmed control, applied to drawing of 3D-images on wooden products (the first step of development of 3D-printers for building)
The machine tool with the numerical programmed control, applied to drawing of 3D-images on wooden products (the first step of development of 3D-printers for building)

CNC-machine tools share on three principal views: turning, milling and routers (routers) (us interest last kind). We will notice that machines with four degrees freedom combining to certain degree of possibility milling and lathes are issued also. To use this technics it is possible for direct manufacturing of objects on 3D-models, for an engraving, modelling, together with for preparation of casting moulds that essentially expands area of their application.
Let's consider the second step of development of 3D-printers for building is a working out of laser and jet technology of the 3D-press.
Let's consider ways of a laser printing.
The first way: the ultra-violet laser gradually, pixel behind pixel, lights liquid photopolymer, or photopolymer is lighted by an ultra-violet lamp through a photo mask varying with a new layer, thus it hardens and turns to strong enough plastic.
The second way – laser sintering: the laser the plastic arts burns out in a powder from easily fused, a layer behind a layer, a contour of the future detail after that the superfluous powder is shaken from a ready detail.
The third way – lamination – a detail is created from a considerable quantity of layers of a working material which are gradually imposed against each other and stick together, thus the laser cuts out in everyone a contour of section of the future detail.
Let's consider ways of an ink jet printing.
The first way: at cooling – the distributing head squeezes out material hardening on a cooled platform-basis of a drop heatedthermoplastic which quickly stiffen and stick together with each other, forming layers of the future object the second way – polymerisation of photopolymeric plastic under the influence of an ultra-violet lamp (the way is similar on previous, but plastic hardens under the influence of an ultraviolet).
The third – pasting or sintering in powder form a material – the same as laser sintering, only a powder sticks together with the gluing substance arriving from a special jet head, thus it is possible to reproduce detail colouring, using binding substance of various colours.
Let's consider the jet 3D-press in more details as, obviously, it easier to adapt for building.
Elementary of processes of the jet volume press is so-called. Fused Deposition Modeling (FDM). Idea of FDM is simple – the distributing head squeezes out on a cooled platform-basis of a drop heated thermoplastic (as a material almost any industrial thermoplastic can be used). Drops quickly stiffen and stick together with each other, forming layers of the future object (the press here is conducted layers). Technical process FDM allows with enough split-hair accuracy (with the minimum thickness of a layer to 0,12 mm) to produce completely details of enough big size ready to use (to 600x600x500 mm). The basic manufacturer of the equipment for FDM is company Stratasys.
Let's notice that NASA considers technology FDM as the candidate on “space factory”. Really, in space expedition it is impossible to take unlimited quantity of spare parts to all equipment, besides to place high-grade mechanical shop on a spaceship it is impossible. And here to load initial plastic and the special compact car which can make of this plastic a demanded detail – probably.

The FDM-printer applied to manufacturing of 3D-products from plastic (the second step of development of 3D-printers for building)
The FDM-printer applied to manufacturing of 3D-products from plastic (the second step of development of 3D-printers for building)

Other technology is working out Polyjet from company Objet Geometries. Here the jet head is used for the press by photopolymeric plastic. The model also is printed a layer behind a layer, and the permission in a layer makes 600x300 dpi, and the thickness of a layer can be finished all to 0.16 mm. Each printed layer polymerizesin firm plastic under the influence of an ultra-violet lamp. Basically, it is similar on ste litho bibliography (historically the very first way of the laser printing, which essence in that, at illumination by ultra-violet light the liquid photopolymer which is in a working zone of the printer, hardens and turns to strong enough plastic), but much faster, more precisely, easier and more compactly. Thus the price for printers Objet several times is less, than at installations for ste litho bibliography. The similar system under name InVison is made also by the company 3D Systems. It is necessary to notice that systems of fast prototyping last years quickly become cheaper.
And one more technology of an ink jet printing, but with use of powder materials, has been developed in the Massachusetsky Institute of technology, and company Z Corporation became the first and basic manufacturer of the equipment. It 3D printers are rather inexpensive (from 10 000$ to 30 000$) and work essentially faster the above described devices. A technology essence following – a special jet head (by the way, adapted from jet printers Hewlett-Packard) sprayed on a powder material gluing substance. As a powder usual plaster or starch is used. In “splashed” places the powder sticks together and forms model. The press, as well as in the previous cases, goes layers, and the superfluous powder is shaken in the end. However there is also an essential difference – this printer can use gluing liquid about addition of pigmentary dyes – so, to print colour models. In the colour printer from Z Corporation 4 jet heads with ink-glues of primary colours so the received model can reproduce not only the form, but also colouring (that is, a structure) the virtual prototype are established. Plaster models turn out not so strong, but they can be used as casting moulds.

The architectural 3D-composition from a powder (the second step of development of 3D-printers for building)
Architectural 3D-composition from a powder (the second step of development of 3D-printers for building)

It is necessary to note the interesting variant of the above described powder ink jet printing developed by company ProMetal. Its firm production (so-called Direct Metal Process) works similarly, only instead of a plaster powder will be applied a metal powder. Then the formed product burns in the furnace so the powder either is alloyed itself, or communicates more fusible metal (as well as at laser sintering of metal powders).

A 3D-detail made of metal on technology ProMetal (the second step of development of 3D-printers for building)
3D-detail made of metal on technology ProMetal (the second step of development of 3D-printers for building)

Certainly, for building needs the way of pasting in powder form a material most of all approaches. In this case in the tank similar to a cartridge in jet printers, cement, polymeric a material, a ceramic solution, or other liquid materials is located; the measured quantities of building materials are squeezed out through apertures, forming a design set by a file – 3D-model in the computer. This tank can move over a building site by means of the crane with programmed control.
Such essentially new kind of the automated building technics which in the long term can be applied in large-scale building of houses and other structures, has been developed by researchers from the Center of automation of “know-how” at the Californian university on the basis of jet and 3D-printers and cars for fast prototyping.
Plans of these researchers include working out of cars for creation both one-storeyed, and many-storeyed houses.

The many-storeyed house (the second step of development of 3D-printers for building)
The many-storeyed house (the second step of development of 3D-printers for building)

The car for the 3D-press concrete (the second step of development of 3D-printers for building)
The car for the 3D-press concrete (the second step of development of 3D-printers for building)

It is possible to draw a parallel with building of the house from wreaths (layers) which in turn consist from profiled a bar. However, first, the 3D-printer is in a case interesting us on a building site (instead of in shop in which are cut profiled bars). Secondly, the press is carried out from a CAD-file with 3D-model (instead of assemblage on an album of usual drawings). Thirdly, building elements considerably the smaller size (powder building materials) in comparison profiled a bar also incorporate to the help of a special material (cement). At last, giving of a building material (concrete and profiled a bar accordingly) is carried out not by builders, and by means of the robot-crane.

The cottage from profiled a bar in the Chelyabinsk region, Челябэнергопроект under construction under the project (the second step of development of 3D-printers for building)
Cottage from profiled a bar in the Chelyabinsk region, “Челябэнергопроект” under construction under the project (the second step of development of 3D-printers for building)

As developers of this new way of building mark, the press does by concrete erection of new objects of CAD-files faster, exact (to millimetre) cheap and less polluting a building site. A waste and power expenses also decrease.
The following step of development of 3D-printers for building – form and content association.
Really, considered 3D-press allows to create simultaneously both the form, and the maintenance. The electronic stuffing here is meant the maintenance. Researchers from the Center of automation of “know-how” at the Californian university specify that it is possible to insert deformation gauges into walls (strain gauges) and others “intellectual” components and also to change materials in various layers of a design. The sanitary technician, electric systems, a windows management, etc. also can be automated.

The wall with the built in electronic stuffing (the third step of development of 3D-printers for building)
Wall with the built in electronic stuffing (the third step of development of 3D-printers for building)

At university Loughborough the research group of fast manufacture works over way of creation of a structure up to level of armature and the built in furniture. Also works on projects on research of materials, bionics (biomimicry), by adaptive constructions and technologies for check and maintaining structures are conducted that many times over (till several years) reduces house creation under projects “turnkey” (it is necessary to notice that in company “Челябэнергопроект” create projects “turnkey”).
The considered technology has interested developers and engineers. “Our main interest is in making structures more efficient by controlling the amount and the distribution of material in the structure according to its needs” – the engineer from Buro Happold in London has told Jalal El-Ali.
The following step of development of 3D-printers for building are 3D-printers which can reproduce details of own design, that is replicate itself. Today it is quite realizable, and working out of such car is conducted by project RepRap, and the information on a design of the 3D-printer and the necessary software extends on conditions of licence GNU General Public Licence.

The 3D-printer (RepRap) from the polymer, capable to self-replication (the fourth step of development of 3D-printers for building)
The 3D-printer (RepRap) from the polymer, capable to self-replication (the fourth step of development of 3D-printers for building)

Association of such 3D-printer with a self-trained neural network can become that universal designer about whom mathematician John wrote a background Neumann half a century ago (on the basis of architecture Neumann's background modern personal computers) are constructed.
Thus, considered “the press” allows to make more economically difficult on a form and content (with “intellectual” a stuffing, furniture) colour building elements with high detailing and quality of processing of a surface it is direct on a CAD-file. Also by means of new technology the variation of structure of a material in an element of a design by use for creation of inside layers of different materials is possible.

Sources:
Afanasev K. 3D-printers, 2004 [http://www.3dnews.ru/peripheral/3d-print/]
Bowen T. As prefabrication sheds its off-the-rack image, automation via 3D printing threatens to transform conventional construction, 2007
[http://archrecord.construction.com/tech/techBriefs/0704dignews-2.asp]

The author: Челябэнергопроект
Date: 03/03/2009

Comments of experts of Челябэнергопроект:
No
Статьи

смета проектных работ
©Chelenergyproject, info@chepr.ru, 2007-2013
DRA.RU - turnkey website; system administrator “Челябэнергопроект”
Main|About Us|Strategy of the company|
The competence / The competence|Contact Us

The Web-site of design Company Chelyabenergoproekt in English   English
Проектные работы в проектной организации Челябэнергопроект Заказать проектные работы в письме к проектной организации Челябэнергопроект Карта сайта
Die Web-seite der Projektorganisation Tscheljabenergoprojekt in Deutsch   Deutsch




Création de site web société française Chelyabenergoproekt   Française

   Облако тегов на сайте проектной организации Челябэнергопроект
Проекты интеллектуального мастерства!
новости компании
30.12.2015 С Новым годом!
Администрация ...
21.12.2015 С Днём Энергетика!
Уважаемые друзья и коллеги! Поздравляю вас с нашим большим праздником – Днем Энергетика! ...



новости отрасли
объекты Ростехнадзора
  Облако тегов
проектирование монтаж ключ котел кран сертификат ГОСТ ремонт заказЧелябинск

3D-печать для проектов под ключ
В условиях мирового финансового кризиса сложно наладить производство, но именно в это время могут появляться и внедряться идеи, которые, в частности, могут позволить сократить расходы на возведение малоэтажного жилья, дорог и других небольших объектов. В данной статье рассмотрен переход от струйных обычных принтеров (2D) к трехмерным принтерам (3D-принтерам).
Перенос 2D-объектов небольшого размера из реального мира в компьютер и обратно стал быстрым, простым и дешевым благодаря широкому распространению принтеров и сканеров.
Например, в Челябэнергопроект для проектных работ (сканирования и печати) применяется сканер формата A3, принтеры формата А3 и цветной плоттер формата A1.

Применяемый в Челябэнергопроект для проектных работ цветной плоттер формата A1 Hewlett-Packard DesignJet 130
Применяемый в Челябэнергопроект для проектных работ цветной плоттер формата A1 Hewlett-Packard DesignJet 130

Необходимо отметить, что возможен перенос 2D-объекта через компьютер.
Например, в Челябэнергопроект для проектных работ (копирования) применяется ксерокс формата A0.

Ксерокс формата A0 Ricoh FW780, применяемый в Челябэнергопроект для проектных работ
Ксерокс формата A0 Ricoh FW780, применяемый в Челябэнергопроект для проектных работ
Однако в случае подобного переноса 3D-объектов все сложнее.
Действительно, даже компьютерное моделирование нетиповых 3D-объектов доступно только специалистам, причем в весьма дорогостоящих пакетах, например, в пакете Autodesk 3DS Max, который стоит около 200 000 рублей.

Модель дома в Autodesk 3DS Max, созданная специалистом из Челябэнергопроект
Модель дома в Autodesk 3DS Max, созданная специалистом из Челябэнергопроект
Намного упрощает процесс переноса объектов из реального мира в компьютерный специальные 3D-сканеры. Например, при проектировании некоторых улиц Москвы планируется использование специального мобильного лазерного сканирующего устройства, которое, проходя по улицам города, будет выдавать 3D-модель.
Перенос 3D-модели в реальный мир возможен только с помощью дорогостоящего оборудования на производстве или в лаборатории, но ни как в домашних условиях.
Окупится ли создание реального объекта по ее 3D-модели, зачем это нужно? Главная потребность в индустрии – это быстрое изготовление прототипов. Действительно, высока вероятность значительного снижения стоимости разработки сложного продукта при наличии возможности посмотреть инженерам, а также заказчику на реальный продукт (или его макет), а не на альбом чертежей, понятный только соответствующим специалистам.
Кроме того, на макете можно проводить тесты еще до того, как будет готов окончательный вариант изделия. Более того, прототипы позволяют проводить такие тесты, которые на готовом изделии не проведешь. Например, можно использовать прозрачную пластиковую модель водоснабжения при проектировании нетиповых сооружений, таких как вращающийся небоскреб в Москве. Но главное то, что такую модель можно сделать очень быстро, что в наше время высоких скоростей очень важно. Заметим, существует целая индустрия быстрого прототипирования (rapid prototyping), которая как раз и занимается разработкой и использований технологий объемной печати для этих целей.
Следующий шаг – быстрое производство. Уже сейчас некоторые технологии быстрого прототипирования позволяют изготовлять готовые предметы из различных материалов. Это идеальное решение для малосерийного производства, поскольку стандартный техпроцесс дает возможность сделать (в разумных пределах) что угодно за относительно небольшое время. К тому же некоторые из технологий 3D-печати позволяют быстро изготовлять формы для литья, а дальше производственный процесс уже известен. Можно провести параллель с цифровыми устройствами на базе FPGA (field-programmable gate array), т.е. на базе программируемой логики, совершившими настоящую революцию в электронике. Технология FPGA позволяет описывать электронные схемы на компьютере, а затем быстро реализовывать все описанное в стандартной микросхеме. Причем можно изготовить микропроцессор, микроконтроллер и т.п. практически в домашних условиях. Рассмотрим первую ступень развития 3D-принтеров для строительства – это создание станков с программным управлением. Они называются CNC machines (CNC – computer numerically controlled, или, станок с числовым программным управлением). Эти устройства могут управляться непосредственно из CAD-программ и вырезать, выпиливать и высверливать в материале модели, которые в этих программах разрабатываются. Материалы почти любые – от пластика или дерева до мягких металлов (бронзы, алюминия).
Например, линейка станков MDX от компании Roland. Заметим, что Roland поставляет к своим станкам специальную пьезоэлектрическую сканирующую головку, которая позволяет делать обратное преобразование – переводить реальные предметы в компьютерные 3D-модели.

Станок с числовым программным управлением, применяемый для нанесения 3D-изображений на деревянные изделия (первая ступень развития 3D-принтеров для строительства)
Станок с числовым программным управлением, применяемый для нанесения 3D-изображений на деревянные изделия (первая ступень развития 3D-принтеров для строительства)

CNC-станки делятся на три основных вида: токарные, фрезерные и роутеры (routers) (нас интересуют последний вид). Заметим, что выпускаются и машинки с четырьмя степенями свободы, сочетающие в себе до определенной степени возможности фрезерных и токарных станков. Использовать эту технику можно для непосредственного изготовления объектов по 3D-моделям, для гравировки, моделирования, а также и для подготовки форм для литья, что существенно расширяет область их применения.
Рассмотрим вторую ступень развития 3D-принтеров для строительства – это разработка лазерной и струйной технологии 3D-печати.
Рассмотрим способы лазерной печати.
Первый способ: ультрафиолетовый лазер постепенно, пиксель за пикселем, засвечивает жидкий фотополимер, либо фотополимер засвечивается ультрафиолетовой лампой через фотошаблон, меняющийся с новым слоем, при этом он затвердевает и превращается в достаточно прочный пластик.
Второй способ – лазерное спекание: лазер выжигает в порошке из легкосплавного пластика, слой за слоем, контур будущей детали, после этого лишний порошок стряхивается с готовой детали.
Третий способ – ламинирование – деталь создаётся из большого количества слоёв рабочего материала, которые постепенно накладываются друг на друга и склеиваются, при этом лазер вырезает в каждом контур сечения будущей детали.
Рассмотрим способы струйной печати.
Первый способ: застывание материала при охлаждении – раздаточная головка выдавливает на охлаждаемую платформу-основу капли разогретого термопластика, которые быстро застывают и слипаются друг с другом, формируя слои будущего объекта Второй способ – полимеризация фотополимерного пластика под действием ультрафиолетовой лампы (способ похож на предыдущий, но пластик твердеет под действием ультрафиолета).
Третий – склеивание или спекание порошкообразного материала – то же самое что и лазерное спекание, только порошок склеивается клеящим веществом, поступающим из специальной струйной головки, при этом можно воспроизвести окраску детали, используя связующее вещество различных цветов.
Рассмотрим струйную 3D-печать более подробно, поскольку, очевидно, ее проще адаптировать для строительства.
Простейший из процессов струйной объемной печати – это т. н. Fused Deposition Modeling (FDM). Идея FDM проста – раздаточная головка выдавливает на охлаждаемую платформу-основу капли разогретого термопластика (в качестве материала может использоваться практически любой промышленный термопластик). Капли быстро застывают и слипаются друг с другом, формируя слои будущего объекта (печать здесь ведется послойно). Техпроцесс FDM позволяет с достаточно высокой точностью (с минимальной толщиной слоя до 0,12 мм) изготовлять полностью готовые к использованию детали довольно большого размера (до 600x600x500 мм). Основным производителем оборудования для FDM является компания Stratasys.
Заметим, что NASA рассматривает технологию FDM в качестве кандидата на «космическую фабрику». Действительно, в космическую экспедицию нельзя взять неограниченное количество запчастей ко всему оборудованию, к тому же поместить полноценный механический цех на космический корабль невозможно. А вот загрузить исходный пластик и специальную компактную машину, которая сможет сделать из этого пластика требуемую деталь – возможно.

FDM-принтер, применяемый для изготовления 3D-изделий из пластика (вторая ступень развития 3D-принтеров для строительства)
FDM-принтер, применяемый для изготовления 3D-изделий из пластика (вторая ступень развития 3D-принтеров для строительства)

Другая технология – это разработка Polyjet от компании Objet Geometries. Здесь струйная головка используется для печати фотополимерным пластиком. Модель также печатается слой за слоем, причем разрешение в слое составляет 600x300 dpi, а толщина слоя может быть доведена всего до 0,16 мм. Каждый отпечатанный слой полимеризируется в твердый пластик под действием ультрафиолетовой лампы. В принципе, это похоже на стереолитографию (исторически самый первый способ лазерной печати, суть которого в том, при освещении ультрафиолетовым светом жидкий фотополимер, находящийся в рабочей зоне принтера, затвердевает и превращается в достаточно прочный пластик), но намного быстрее, точнее, проще и компактнее. При этом цена на принтеры Objet в несколько раз меньше, чем у установок для стереолитографии. Аналогичную систему под названием InVison производит и компания 3D Systems. Необходимо отметить, что системы быстрого прототипирования в последние годы быстро дешевеют.
И еще одна технология струйной печати, но с использованием порошковых материалов, была разработана в Массачусетском Технологическом Институте, а первым и основным производителем оборудования стала компания Z Corporation. Её 3D принтеры относительно недороги (от 10 000$ до 30 000$) и работают существенно быстрее вышеописанных устройств. Суть технологии следующая – специальная струйная головка (кстати, адаптированная из струйных принтеров Hewlett-Packard) набрызгивает на порошковый материал клеящее вещество. В качестве порошка используется обычный гипс или крахмал. В «забрызганных» местах порошок склеивается и формирует модель. Печать, как и в предыдущих случаях, идет послойно, а лишний порошок в конце стряхивается. Однако есть и существенная разница – этот принтер может использовать клеящую жидкость с добавление пигментных красителей – а значит, печатать цветные модели. В цветном принтере от Z Corporation установлены 4 струйные головки с чернилами-клеем основных цветов, так что полученная модель может воспроизводить не только форму, но и окраску (то есть, текстуру) своего виртуального прототипа. Гипсовые модели получаются не очень прочными, но их можно использовать в качестве форм для литья.

Архитектурная 3D-композиция из порошка (вторая ступень развития 3D-принтеров для строительства)
Архитектурная 3D-композиция из порошка (вторая ступень развития 3D-принтеров для строительства)

Необходимо отметить интересный вариант вышеописанной порошковой струйной печати, разрабатываемый компанией ProMetal. Ее фирменный производственный процесс (т.н. Direct Metal Process) работает аналогично, только вместо гипсового порошка применятся металлический порошок. Затем сформованное изделие обжигается в печи, так что порошок либо сплавляется сам, либо связывается более легкоплавким металлом (как и при лазерном спекании металлических порошков).

3D-деталь, изготовленная из металла по технологии ProMetal (вторая ступень развития 3D-принтеров для строительства)
3D-деталь, изготовленная из металла по технологии ProMetal (вторая ступень развития 3D-принтеров для строительства)

Разумеется, для строительных нужд больше всего подходит способ склеивания порошкообразного материала. В этом случае в резервуар, подобный картриджу в струйных принтерах, помещается цемент, полимерные материала, керамический раствор, или другие жидкие материалы; отмеренные количества строительных материалов выдавливаются сквозь отверстия, формируя конструкцию, заданную файлом – 3D-моделью в компьютере. Этот резервуар может перемещаться над строительной площадкой с помощью крана с программным управлением.
Такой принципиально новый вид автоматизированной строительной техники, которая в перспективе может применяться в крупномасштабном строительстве домов и других структур, был разработан исследователями из Центра автоматизации технологий производства при Калифорнийском университете на базе струйных и 3D-принтеров и машин для быстрого прототипирования.
В планы этих исследователей входит разработка машин для создания как одноэтажных, так и многоэтажных домов.

Многоэтажный дом (вторая ступень развития 3D-принтеров для строительства)
Многоэтажный дом (вторая ступень развития 3D-принтеров для строительства)

Машина для 3D-печати бетоном (вторая ступень развития 3D-принтеров для строительства)
Машина для 3D-печати бетоном (вторая ступень развития 3D-принтеров для строительства)

Можно провести параллель со строительством дома из венцов (слоев), которые в свою очередь состоят из профилированного бруса. Однако, во-первых, в интересующем нас случае 3D-принтер находится на стройплощадке (а не в цеху, в котором разрезаются профилированные брусья). Во-вторых, печать осуществляется из CAD-файла с 3D-моделью (а не сборкой по альбому обычных чертежей). В-третьих, строительные элементы значительно меньшего размера (порошковые строительные материалы) по сравнению профилированным брусом и соединяются с помощью специального материала (цемента). Наконец, подача строительного материала (бетона и профилированного бруса соответственно) осуществляется не строителями, а с помощью робота-крана.

Коттедж из профилированного бруса в Челябинской области, строящийся по проекту Челябэнергопроект (вторая ступень развития 3D-принтеров для строительства)
Коттедж из профилированного бруса в Челябинской области, строящийся по проекту Челябэнергопроект (вторая ступень развития 3D-принтеров для строительства)

Как отмечают разработчики этого нового способа строительства, печать бетоном из CAD-файлов делает возведение новых объектов более быстрым, точным (до миллиметра) дешевым и менее загрязняющим строительную площадку. Также уменьшаются отходы и энергетические затраты.
Следующая ступень развития 3D-принтеров для строительства – объединение формы и содержания.
Действительно, рассматриваемая 3D-печать позволяет одновременно создавать как форму, так и содержание. Под содержанием здесь подразумевается электронная начинка. Исследователи из Центра автоматизации технологий производства при Калифорнийском университете уточняют, что в стены можно вставить датчики деформации (strain gauges) и другие «интеллектуальные» компоненты, а также менять материалы в различных слоях конструкции. Сантехника, электрические системы, управление окнами и др. также могут автоматизироваться.

Стена со встроенной электронной начинкой (третья ступень развития 3D-принтеров для строительства)
Стена со встроенной электронной начинкой (третья ступень развития 3D-принтеров для строительства)

В университете Loughborough научно-исследовательская группа быстрого производства работает над способом создания строения вплоть до уровня арматуры и встроенной мебели. Также ведутся работы над проектами по исследованию материалов, бионики (biomimicry), адаптивными построениями и технологиями для проверки и поддерживания строений, что во много раз (до нескольких лет) уменьшает создание дома по проектам «под ключ» (необходимо отметить, что в компании Челябэнергопроект создают проекты «под ключ»).
Рассматриваемая технология заинтересовала разработчиков и инженеров. «Our main interest is in making structures more efficient by controlling the amount and the distribution of material in the structure according to its needs», – сказал Jalal El-Ali, инженер из Buro Happold в Лондоне.
Следующая ступень развития 3D-принтеров для строительства – это 3D-принтеры, которые могут воспроизводить детали собственной конструкции, то есть реплицировать сами себя. Сегодня это вполне осуществимо, и разработка такой машины ведётся проектом RepRap, причём информация о конструкции 3D-принтера и необходимое программное обеспечение распространяется по условиям лицензии GNU General Public Licence.

3D-принтер (RepRap) из полимера, способный к саморепликации (четвертая ступень развития 3D-принтеров для строительства)
3D-принтер (RepRap) из полимера, способный к саморепликации (четвертая ступень развития 3D-принтеров для строительства)

Объединение такого 3D-принтера с самообучающейся нейронной сетью может стать тем самым универсальным конструктором, о котором писал математик Джон фон Нейман полвека назад (именно на базе архитектуры фон Неймана построены современные персональные компьютеры).
Таким образом, рассмотренная «печать» позволяет более экономично производить сложные по форме и содержанию (с «интеллектуальной» начинкой, мебелью) цветные строительные элементы с высокой деталировкой и качеством обработки поверхности непосредственно по CAD-файлу. Также с помощью новой технологии возможно варьирование структуры материала внутри элемента конструкции путем использования для создания внутренних слоев разных материалов.

Источники:
1. Афанасьев, К. 3D-принтеры, 2004 [http://www.3dnews.ru/peripheral/3d-print/]
2. Bowen, T. As prefabrication sheds its off-the-rack image, automation via 3D printing threatens to transform conventional construction, 2007
[http://archrecord.construction.com/tech/techBriefs/0704dignews-2.asp]

Автор: Челябэнергопроект
Дата: 03.03.2009

Комментарии специалистов Челябэнергопроект:
Нет
Статьи

смета проектных работ
©Челябэнергопроект – проектные работыinfo@chepr.ru, 2007-2013
DRA.RU - проектирование сайта под ключ; системный администратор ООО «Челябэнергопроект»
Главная|О компании|Стратегия|
Компетенция / услуги|Контакты
Сертификат качества