The Web-site of design Company Chelyabenergoproekt in English   English
Проектные работы в проектной организации Челябэнергопроект Заказать проектные работы в письме к проектной организации Челябэнергопроект Карта сайта
Die Web-seite der Projektorganisation Tscheljabenergoprojekt in Deutsch   Deutsch




Création de site web société française Chelyabenergoproekt   Française

   Облако тегов на сайте проектной организации Челябэнергопроект
Проекты интеллектуального мастерства!
новости компании
30.12.2015 С Новым годом!
Администрация ...
21.12.2015 С Днём Энергетика!
Уважаемые друзья и коллеги! Поздравляю вас с нашим большим праздником – Днем Энергетика! ...



новости отрасли
объекты Ростехнадзора
  Облако тегов
проектирование монтаж ключ котел кран сертификат ГОСТ ремонт заказЧелябинск

От применения OLAP в корпоративном портале выполняющей проектные работы организации до BI-портала
Крупные проектные организации, выполняющие комплексы проектных работ в рамках выполнения проектов «под ключ», со временем накапливают большие объемы данных, анализ которых с помощью средств OLAP позволяет оперативно готовить сводные аналитические отчеты для руководства, которые генерируются на корпоративном портале компании или BI-портале.

Рассмотрим понятие о корпоративном портале.

Прежде чем перейти к рассмотрению роли и места OLAP-технологий в современном корпоративном портале, необходимо начать с разъяснения: а что же такое корпоративный портал? Корпоративный портал – это «точка доступа», которая обеспечивает внешних и внутренних пользователей единым, безопасным сетевым пользовательским интерфейсом с персонифицированным контентом. Контент следует понимать в самом широком смысле, как все, что объединяет портал в одном пользовательском интерфейсе: приложения, информация и инструменты совместной деятельности. К приложениям относятся внутренние или внешние операционные или аналитические программно-аппаратные средства. Информация представляет собой структурированные данные, результаты анализа (отчеты, кубы, графики, таблицы и т. п.), внутренний или внешний неструктурированный контент: документы, содержимое цифровых накопителей, статистику посещения сайта и т. п. Инструменты совместной деятельности – это веб-чаты, сетевые конференции, электронная почта, службы мгновенных сообщений и т. п.

Рассмотрим пользовательский интерфейс портала и OLAP-технологии.

Признанный эксперт в области ИТ Майк Фергюссон (Mike Ferguson) отмечает, что корпоративный портал и интранет не одно и то же. Ключевое различие между порталом и интранетом – в том, что портальные технологии дают возможность персонификации, что не присуще интранету. Каждый пользователь видит нечто отличное от того, что видит другой в зависимости от его функции. Корпоративный портал опирается на специфические технологические продукты, возможности которых значительно больше, чем у интерфейса пользователя сети. Они содержат полный набор сервисов.

Один из аспектов корпоративного портала – обеспечение доступа к информации из одной точки, независимо от ее типа. По мнению исследователей из Мюнстерского университета, главная часть пользовательского интерфейса состоит из списка, в котором представлена релевантная информация всех типов (видео, текст, OLAP-отчеты и т. п.), отвечающая текущему контексту; ее тип может быть визуализирован с помощью ярлыков или пояснительного текста.

Ученые предлагают описывать любой из элементов контента метаданными корпоративного портала: списком терминов, называемым вектором терминов (term vector). Такие метаданные дают возможность поиска независимо от информационного типа контента. Таким образом, вектор поиска, также несущий в себе элементы структуры метаданных, отображает текущий интересующий контекст и каталогизирует контент, векторы терминов которого отвечают вектору поиска.

Контекстный поиск с учетом регистра с использованием метаданных контента корпоративного портала
Рисунок 1 – Контекстный поиск с учетом регистра с использованием метаданных контента корпоративного портала


Для визуализации текущего контекста вектор поиска отображается в строке состояния. При запуске портала, вектор поиска инициализируется терминами, которые, как предполагается, релевантны для пользователя. Функция поиска может быть вызвана в любой момент (рисунок 1, операция 4). На основе структуры метаданных можно вносить поправки в текущий вектор поиска (рисунок 1, операция 5). Вызов записи из списка результатов запускает приложение, визуализирующее соответствующий контент. Одновременно отображается полный вектор терминов контента. Поскольку навигационные операции (в пределах количественного или качественного контента; рисунок 1, операция 3) могут привести к модификации вектора терминов, его следует непрерывно обновлять, что в любое время дает возможность вести контекстный поиск с учетом регистра.

Если оказывается, что ни один из OLAP-отчетов, не соответствует вектору поиска, поддерживается динамическое определение для нового отчета. В этом случае термины вектора поиска отражают технические метаданные OLAP-отчета (справочные объекты и коэффициенты), которые могут служить исходным определением нового OLAP-отчета. Информация, не отвечающая определению отчета, адресуется по умолчанию.

Ранее упомянутые ученые из Мюнстерского университета отмечают, что появление сетевых технологий и необходимость получения информации из одного источника повысили значимость портальных технологий. Вот почему системы хранилищ данных, а равно системы управления контентом были усилены функциональными возможностями порталов и Интернет-интерфейсами. Публикация OLAP-отчетов с указанием унифицированного указателя информационного ресурса (URL) и поддержка навигации по отчету в сети Интернет позволяет осуществить первичную интеграцию для построения единого информационного пространства.

Говоря о месте OLAP-технологий в портале, будет интересным привести точку зрения специалистов из консалтинговой компании Object Systems Group. По их мнению, сфера применения OLAP-инструментов в широком смысле – это «продвинутый» бизнес-анализ (Business Intelligence). Эти инструменты могут обращаться к данным различных объектов, соотносить их, а также осуществляют поиск информации (по тематике) в масштабах, неподвластных большинству пользователей, в случае если бы пришлось делать то же самое вручную. На сегодняшний день, большинство компаний уже располагают многими из компонентов, необходимых для внедрения OLAP-порталов (см. рисунок 2). Никто не станет спорить, что возможность извлечь любую бизнес-информацию, задавшись вопросом «как это соотносится с тем, чем я занимаюсь?» – мощный инструмент поддержки принятия решений, о коем пользователи могут только мечтать. Действительно, используя OLAP для генерирования отчетов руководству организации, выполняющей проектные работы, можно всегда получать «свернутые» актуальные данные.

Типичные компоненты OLAP порталов
Рисунок 2 – Типичные компоненты OLAP порталов


Рассмотрим BI-портал.

Пользователи BI-инструментов (Business intelligence, Бизнес-аналитика) вероятно знакомы с BI-порталами (скриншот типичного BI-портала представлен на рисунке 3), которые, по мнению упомянутого выше Майка Фергюссона, в отличие от корпоративного портала более узко специализированы в том смысле, что обеспечивают внешних и внутренних пользователей единым, безопасным, сетевым интерфейсом для работы с персонифицированным интегрированным BI-инструментом (отчеты, кубы, инструментальные панели, управленческие панели и прочие инструменты).

Скриншот BI портала
Рисунок 3 – Скриншот BI портала


Сами по себе BI-порталы нередко предназначаются для обеспечения доступа к информации исключительно в связи с набором инструментов определенного разработчика и не «заточены» на интеграцию всего контента – это задача корпоративного портала. А значит, представляется полезным интегрировать эти два вида порталов, в особенности, если в организации, выполняющей проектные работы, внедрены портальные BI-продукты, и насущно необходимо интегрировать всю аналитику от многочисленных и разнообразных B-приложений и инструментов в единый пользовательский интерфейс, чтобы облегчить жизнь каждому отдельно взятому пользователю.

Интересную точку зрения на организацию BI-портала предлагает Уоррен Торнтвейт (Warren Thornthwaite) из университета Кимбалла. По его мнению, если исходить из того, что большинство пользователей заходят на BI-портал, чтобы найти интересующую их информацию, значительная часть главной страницы портала должна быть оформлена в виде общепринятого каталога стандартизованных отчетов и аналитических записок по категориям. В основном, уже удалось нащупать наилучший подход к организации BI-портала для обслуживания ключевых бизнес-процессов предприятия. Их категоризация дает возможность пользователям быстро определиться с верным выбором при поиске. Каждая категория содержит подробные подкатегории, что позволяет не тратить время на долгое изучение главной страницы, чтобы найти интересующую информацию.

Торнтвейт делится своим опытом и отмечает, что заглавные страницы BI-порталов чаще, чем следовало бы, сфокусированы на справочной информации об истории создания и внедрения Хранилища данных, текущего состояния процесса загрузки, а то и личностях членов группы сопровождения. Разумеется, это очень интересно, но, как правило, в BI-портал ходят не за этим. BI-портал есть пользовательский интерфейс к данным Хранилища. При его разработке должно в первую голову учитывать запросы сообщества пользователей.

Рассмотрим движение от стратегической к оперативной или своевременной бизнес-аналитике.

Важным в business intelligence является сокращение задержки между происходящим бизнес-событием и предпринимаемым действием. Эта задержка состоит из трех компонентов: задержки при подготовке данных (время, которое необходимо для подготовки данных для анализа), аналитической задержки (время, которое необходимо для получения результатов аналитической операции и задержки в принятии решения (время, которое необходимо для принятия решения человеком, получившим результаты аналитической операции). Для того чтобы оперативная бизнес-аналитика была эффективной, необходимо сократить время этих трех задержек практически к нулю.

Для сокращения задержки данных создается все больше и больше виртуальных составляющих business inteligence, включая виртуальные оперативные склады данных (ODS) и витрины данных с использованием EII-технологий проектных организаций. Если ваши оперативные данные находятся в довольно хорошей форме (необходима минимальная интеграция и очистка данных) для сокращения задержки в предоставлении данных могут использоваться виртуальные ODS и витрины данных. Однако при этом необходимо отслеживать воздействие данного окружения на оперативные системы.

Для сокращения аналитической задержки применяются такие технологии как мониторинг деловой активности (BAM) или оперативные информационные панели, предоставляющие результаты работы коммерческим пользователям и посылающие сигналы тревоги при превышении предельных значений. Ключевые показатели эффективности (KPI), наиболее важные показатели, предоставляемые каждый час или чаще, и общие оперативные результаты могут отражаться с помощью информационных панелей или порталов, что позволяет оперативному персоналу ознакомиться с основными происходящими процессами.

Хотя ускорение процесса сбора, анализа и показа оперативных данных, несомненно, полезно для бизнеса, необходимо помнить, что сюда должна включаться не вся бизнес-аналитическая информация. Многие ИТ-специалисты не проводят тщательной проверки для точного определения того, какие данные должны включаться в оперативные бизнес-аналитические приложения. Они делают катастрофическую ошибку, включая в них так много информации, как только возможно, и отражая все данные «в режиме реального времени», что приводит к созданию сложной и трудноуправляемой бизнес-аналитики.

Требуется тщательно изучить вопрос, какая аналитика должна предоставляться в режиме реального времени. Вам необходимо понять потребности бизнеса и тогда станет ясно, что только очень небольшой процент от общего объёма данных необходимо включать в оперативные BI-приложения. Большая часть аналитических данных может устареть на часы, дни и месяцы и в то же время соответствовать основным процессам.

Рассмотрим тенденцию к более сложной аналитике и визуализации данных.

Вначале были простые отчеты и запросы, затем настало время многомерного анализа данных. Хотя кубы и схема звезда остаются очень популярными, в настоящее время наблюдается переход к более комплексной, глубокой аналитике с использованием интеллектуального анализа данных, статистических методов и технологий, поддерживающих анализ в стиле ad hoc. Возможно, это обычная эволюция технологии business intelligence, приспосабливающейся к более развитой деловой среде. Определенно, уровень деловых знаний в настоящее время гораздо более высок в сравнении с тем, который был 10 лет назад, что позволяет даже неквалифицированным пользователям проводить сложный анализ, увеличивающий возможности внедрения и использования знаний.

Эти технологии повысили уровень знаний прогнозирующих аналитиков и способности к принятию решений, что позволяет применять их в оперативных информационных потоках. Компании в настоящее время способны к оперативной или своевременной бизнес-аналитике, что дает передовым работникам возможность доступа к результатам данной аналитики и использования этих результатов в сочетании с оперативными данными в повседневной деятельности.

Также необходимо помнить, что данные возможности не возникают сами по себе. Они должны входить в общую систему business intelligence организации, выполняющей проектные работы, и ее технологическую инфраструктуру, в обратном случае воцарится хаос. Оперативная бизнес-аналитика также требует полного понимания бизнес-процессов или трудовых процессов, которые она активизирует. Без понимания этого, специалисты, внедряющие бизнес-аналитику, не будут знать, как и где с максимальной выгодой применить эти ценные знания.

Таким образом, BI-портал построить не так-то просто, но именно он является важнейшим звеном в стоимостной цепочке хранилища данных. Любое слово, заголовок, функция или ссылка, включенные в портал, должны быть связаны с подлежащим контентом хранилища данных/бизнес-анализа. Необходимо уделить внимание проверке портала вместе с пользователями, предлагая им отыскать определенные отчеты и другую информацию с дальнейшим критическим разбором полученных результатов. Другими словами, следует убедиться в том, что система не имеет провалов и слабых звеньев.


Источники:
1. Использование OLAP и других средств BI в корпоративном портале. – 2007 [http://www.iso.ru/journal/articles/501.html]
2. Imhoff C. Три тенденции в технологии business intelligence. – 2008 [http://www.infology.ru/2008/09/08/578]

Автор: Челябэнергопроект
Дата: 23.03.2010

Комментарии специалистов Челябэнергопроект:
Нет
Статьи

смета проектных работ
©Челябэнергопроект – проектные работыinfo@chepr.ru, 2007-2013
DRA.RU - проектирование сайта под ключ; системный администратор ООО «Челябэнергопроект»
Главная|О компании|Стратегия|
Компетенция / услуги|Контакты
Сертификат качества