Сайт проектной организации Челябэнергопроект на русском языке   Русский
Main To write the mail Map
Die Web-seite der Projektorganisation Tscheljabenergoprojekt in Deutsch   Deutsch




Création de site web société française Chelyabenergoproekt   Française

Projects intellectual skill!
Our News
12/22/2016 Happy New Year!
Happy New Year! Administration ...
12/30/2015 Happy New Year!
Happy New Year! Administration ...
12/21/2015 Happy Energy!
Happy Energy! Administration ...



News of branch
объекты Ростехнадзора
Standardization of activity of the CAD Companies
About 30 years in the world exists and the library of advanced experience ITIL (English IT-infrastructure Library – library of an infrastructure of an information technology), describing best of ways of the organisation of work of divisions put into practice or the companies which are engaged in granting of services in the field of an information technology develops. Its advantage consists that ITIL offers the approach, allowing to reach necessary balance between formalisation and a freedom of action. Each organisation is capable to define for itself role of IT in business and effective degree of the control over activity, proceeding from the general mission of the company and the politician.

The design organisations, as well as others, choosing the IT-product approaching for them, are guided by a price and quality parity. Meanwhile to orient among projects of automation offered in the market (CAD, systems of electronic document circulation and so forth) it is uneasy. There are the checked up western IT-decisions which reliability proves to be true conformity to the international quality standards (for example, AutoCAD). However, such software packages (the same AutoCAD costs as the domestic car) also cost expensive. There are also domestic automated systems, on the basis of the Russian software products, at times essentially winning on cost in comparison with the foreign competitors (for example, KOMPAS-3D). By what criteria of quality developers of the program are guided?

Let's consider classification of domestic IT-business.

All domestic IT-business can be divided into three big groups:
1. Manufacturers of hardware maintenance;
2. The companies creating software products and services for realisation mainly in home market;
3. The organisations focused for export.

Us last two sectors which from the point of view of competitiveness possess accurately expressed features interest.

The companies involved in the international division of labour (in the form of outsourcing, offshore programming and, to a lesser degree, trade of software), already sufficiently own all receptions of increase of competitiveness, beginning from the advanced business technologies and finishing standards of maintenance of quality. The unique problem which will rise before exporters of IT-products and services with arrival on the domestic market of the international corporations, is an acute shortage of qualified personnel of all levels, however, it is felt and realised already now. And here home market of software products and services, in turn, will be divided on two most parts. The companies providing execution of the state order (the volume of the state contracts makes to 40% of a turn of branch), to a limit make active the bargaining chip – an administrative resource – and will carry by the original noncompetitive decisions through years and decades. The same, whose business is not connected with state contracts, understand level of potential threat and have attended to introduction of modern administrative technologies and the quality standards.

Let's consider standardization.

What it for technologies and standards? Long time was considered that “a gold key” in the world of the big business the quality standards of series ISO 9000 are. However in sphere of IT-products and services (and first of all software workings out) are more highly appreciated specialised standards of group CMM (capability maturity model) – “The estimation and certification of a maturity of processes of creation and support of software and information systems” (ISO/ITC TR 15504). Standard CMM 15504 gives a basis for certification of processes of life cycle of software which can be used the organisations which are engaged in planning, management, supervision, the control and perfection of acquisition, delivery, working out, operation, development and support of software.

Standard CMM 15504 a series of standards ISO 9000, – maintenance of confidence of the consumer in a control system of quality of production of the supplier pursues the same aim, as. Simultaneously it gives to users a basis for an estimation of, whether potential suppliers possess the production potentialities meeting their requirements. Certification of processes on conformity to standard CMM 15504 allows user of software to define level of their maturity on a continuous scale in such a manner that the received indicators can be compared and if necessary to repeat their estimation. For example, the audits of quality based on ISO 9001:1994 and certifying processes of life cycle of software by a principle “offset/nezachet” such possibility do not give. Besides, the model described by standard CMM 15504, allows to pick up certification volume so that it covered not all processes used by an organizational unit, and only what cause interest.

Parts “The process approach” and “The system approach to administration managerial control” standard CMM 15504 concepts ISO of 2000 in the field of quality system answer. The reference model of the description, an estimation and certification of a maturity of processes of life cycle of production, the project or system in CMM 15504-2 is coordinated with ISO 12207:1995 “Information technology. Processes of life cycle of software”. 15504 working products presented in standard CMM, processes and their characteristics can be used also as a basis with a view of working out of model of an estimation of level of a maturity and improvement of processes of any other kind of activity. Moreover, CMM 15504 gives the inclusion mechanism in initially established list of additional working products and the processes necessary for realisation of a concrete kind of activity and, hence, for an estimation of level of a maturity “innovations” and this area as a whole.

Let's consider eight principles of success it agree ISO 9000.

Conceptual bases of system of administration managerial control are defined by quality in eight principles on which all family of standards ISO 9000 is based. In ISO 9000:2000 they are registered as “a universal and fundamental rule or the belief applied at a management and management by the organisation, the directed on continuous and long-term improvement of its productivity by orientation to consumers simultaneously with satisfaction requirements of other participating parties”. Here these eight principles:
1. Orientation of the organisation to the consumer (customer-focused organisation). Manufacturers should understand current and future requirements of the buyers and not only to meet desires of consumers, but also to aspire to surpass their expectations.
2. Leadership (leadership). The organisation management provides creation and maintenance of internal environment which allows employees to participate in achievement of strategic targets of the company to the full.
3. Personnel involving (involvement of people). The full involvement into activity of the company of employees of all levels promotes use of their abilities for the organisation blessing.
4. The process approach (process approach). The desirable result is reached more quickly when the connected resources and activity cope as process.
5. The system approach to administration managerial control (system approach to management). Administration managerial control by system of the interconnected processes within the limits of achievement of the set strategic target raises efficiency and productivity of work of the organisation as a whole.
6. Continuous improvement (continual improvement). Continuous perfection should be one of obligatory strategic problems of the company.
7. The approach to decision-making, factual (factual approach to decision making). Effective decisions are based on the analysis of the data.
8. Mutually advantageous relations with suppliers (mutually beneficial supplier relationship). The organisation and its suppliers are dependent from each other, and mutually advantageous relations raise their ability to make value.

Following to these principles promotes development of administrative culture, penetration of system of administration managerial control by quality into all kinds of activity of the organisation (TQM – total quality management) and, means, to maintenance of competitiveness of production, projects, systems and company services.

Let's consider levels of a maturity of system.

The development stage, or, in another way, level of a maturity of the company is characterised by a certain set of attributes which in aggregate allow to realise this or that business process more effectively. Therefore transition of the organisation performing design works, to higher level of a maturity represents a rational way of progressive improvement of any process. According to standard CMM 15504, all organisations depending on a stage of their development can be carried to one of six established levels of a maturity:

Level 0. Incomplete (“incomplete”). Process does not correspond to the appointment. Working products and results of process are absent or they cannot be revealed. The success of the project, as a rule, depends on vigour, talent and experience of several heads and executors. Processes at zero level are characterised by the unpredictability on terms because their structure, appointment and sequence of performance can vary in a random way depending on a current situation.

Level 1. Carried out (“performed”). As a whole process corresponds to the appointment, however it is impossible to plan and trace its performance strictly. Between employees of the organisation the arrangement on how and when this project should be realised operates. Also there are revealed working products of process that, in turn, testifies to achievement of objects in view.

Level 2. Operated (“managed”). The basic difference from the first level consists that now result of process are working products which correspond to requirements to quality at the set restrictions on time and resources. Besides, process can be planned and traced.

Level 3. Settled (“established”). Processes of life cycle of software at this level are standardised, they represent uniform technological system, obligatory for all divisions. On the basis of uniform technology of support and maintenance of quality of life cycle of software additional processes of a consecutive estimation of quality of products can be developed for each project taking into account their features. The management to each process should contain conditions, recommendations and procedures of its performance, the entrance and target data, the description of mechanisms of quality check of results, conditions and documents of end of processes, and also data on a role, responsibility and qualification of experts.

Level 4. Predicted (“predictable”). This level testifies to ability of the supplier to realise large-scale difficult projects in rigidly limited terms and with guaranteed high quality. Measures are developed to reveal and prevent defects and errors at all stages of life cycle of software. Management provides performance of processes according to current requirements to characteristics of quality of components and software as a whole. At this level the system of a detailed stage-by-stage estimation both technological processes of life cycle, and the most created software product and its components is applied. Universal techniques of a quantitative estimation of realisation of processes and their quality are developed and applied. Simultaneously with increase of complexity software and requirements to them management of projects because at performance of processes current updatings are reduced is improved and defects are eliminated. Results of processes become predicted on terms and quality because they are measured in a course of performance and realised within the limits of the set resource restrictions.

Level 5. Optimised (“optimising”). It is a maturity highest level. Priority there is a reduction of losses from casual defects and errors by revealing strong and weaknesses of used processes, and also the analysis of risks and deviations from the set requirements of the customer. This data is used for decrease in the cost price of life cycle difficult software. Quantitative reference points by efficiency of performance of process according to the organisation business purposes are established. Optimisation includes approbation of innovative ideas and technologies and change of inefficient processes for reduction in conformity with the set purposes and reference points.

Proceeding from the resulted classification, the majority of the Russian companies on level of a maturity of processes concern levels 2 and 3. Among the firms serving a state sector, alas, there are representatives and level 1, and even level 0. The organisations having behind shoulders successful international projects, can apply for level 3, and real leaders of the market pass (or have already passed) certification on conformity to the fourth and fifth levels. However it is necessary to consider that the given reference model in itself cannot be used for carrying out of reliable and reproduced certifications of a maturity of processes because of its insufficient detailed elaboration. It should be added by a universal set of corresponding indicators.

Let's consider necessity of conformity to the quality standards.

Now more and more participants of the market of working out of the software realise necessity of conformity to the international quality standards, and first of all standard CMMI (CMM Integrated) – to last word in evolution of standards of series CMM. The first of the Russian organisations certification under standard CMMI there has passed company Digital Design, it has occurred in January, 2003. And domestic company LUXOFT became unique IT-corporation in the world, the control system of which quality has passed certification on conformity to requirements of models SEI SW-CMM and SEI CMMI SW/SE the fifth level simultaneously.

If in 2006 the quantity of the Russian companies certificated on CMMI, did not exceed also two tens now almost weekly there are messages on certification all the new both new organisations. And these efforts are defensible – in the open competitive market the one who is is better organised, equipped and trained wins.

Let's consider the quality standards.

CMM 15504 it is in addition supported by group of the standards detailing separate stages and processes of life cycle which are expedient for applying to maintenance of functional safety and quality difficult software:
ISO 12182:1998 “IT. Classification of software”;
ISO 9126:1991 “IT. A software product estimation. Characteristics of quality and a management on their application”;
ISO 14598-1-6:1998-2000 “a software product Estimation”;
ISO 14756:1999 “IT. Measurement and an estimation of productivity of software of computer computing systems”;
ISO 12119:1994 “IT. Requirements to quality and testing”;
ISO 15846:1998 “ Process equipment. Processes of life cycle of software. Configuration management of software”;
ISO 14764:1999 “IT. Support of software”;
ISO 15910:1999 “IT. The user documentation of software”;
ISO 6592:2000 “A management under the documentation for computing systems”;
ISO 9294:1990 “ Process equipment. IT. The Control directive software documenting”.

Certification of processes of life cycle of software will allow buyers and customers:
- To reveal the risks connected with a real maturity of the contractor, to the contract conclusion;
- In advance to provide necessary measures on a case of occurrence of brave event;
- By means of quantitative criteria to estimate conformity of a maturity of potential suppliers to requirements of the business, to the established requirements and estimated cost of project of software.

It should be noted that although the main activity of the company “Челябэнергопроект” the certificate of quality ISO 9001:2008, performance of design works is received, in staff there are the programmers developing small programs for daily use by designers.


Sources:
1. Masalovich A. Russian IT on the way to world standards//Adviser. – #5 [http://www.c2f.ru/online/769/?article=47]
2. Bulkin D. The IT companies should give vent to employees?//CNews. – 2006 [http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2006/07/21/206386_1]
3. Wikipedia: ITIL [http://ru.wikipedia.org/wiki/ITIL]

The author: Челябэнергопроект
Date: 03/23/2010

Comments of experts of Челябэнергопроект:
No
Статьи

смета проектных работ
©Chelenergyproject, info@chepr.ru, 2007-2013
DRA.RU - turnkey website; system administrator “Челябэнергопроект”
Main|About Us|Strategy of the company|
The competence / The competence|Contact Us

The Web-site of design Company Chelyabenergoproekt in English   English
Проектные работы в проектной организации Челябэнергопроект Заказать проектные работы в письме к проектной организации Челябэнергопроект Карта сайта
Die Web-seite der Projektorganisation Tscheljabenergoprojekt in Deutsch   Deutsch




Création de site web société française Chelyabenergoproekt   Française

   Облако тегов на сайте проектной организации Челябэнергопроект
Проекты интеллектуального мастерства!
новости компании
30.12.2015 С Новым годом!
Администрация ...
21.12.2015 С Днём Энергетика!
Уважаемые друзья и коллеги! Поздравляю вас с нашим большим праздником – Днем Энергетика! ...



новости отрасли
объекты Ростехнадзора
  Облако тегов
проектирование монтаж ключ котел кран сертификат ГОСТ ремонт заказЧелябинск

Стандартизация деятельности ИТ-компаний, разрабатывающих ПО для выполнения проектных работ
Около 30 лет в мире существует и развивается библиотека передового опыта ITIL (англ. IT Infrastructure Library – библиотека инфраструктуры информационных технологий), описывающая лучшие из применяемых на практике способов организации работы подразделений или компаний, занимающихся предоставлением услуг в области информационных технологий.. Ее преимущество состоит в том, что ITIL предлагает подход, позволяющий достичь необходимого баланса между формализацией и свободой действий. Каждая организация способна определить для себя роль ИТ в бизнесе и эффективную степень контроля над деятельностью, исходя из общей миссии компании и политик.

Проектные организации, как и другие, выбирая подходящий для них ИТ-продукт, руководствуются соотношением цены и качества. Между тем сориентироваться среди предлагаемых на рынке проектов автоматизации (САПР, системы электронного документооборота и пр.) непросто. Существуют проверенные западные ИТ-решения, надежность которых подтверждается соответствием международным стандартам качества (например, AutoCAD). Правда, и стоят такие программные пакеты недешево (тот же AutoCAD стоит как отечественная машина). Есть и отечественные автоматизированные системы, на базе российских программных продуктов, порой существенно выигрывающие по стоимости по сравнению со своими зарубежными конкурентами (например, КОМПАС-3D). Какими критериями качества руководствуются разработчики программных?

Рассмотрим классификацию отечественного ИТ-бизнеса.

Условно весь отечественный ИТ-бизнес можно разделить на три большие группы:
1. производителей аппаратного обеспечения;
2. компании, создающие программные продукты и услуги для реализации преимущественно на внутреннем рынке;
3. организации, ориентированные на экспорт.

Нас интересуют последние два сектора, которые с точки зрения конкурентоспособности обладают четко выраженными особенностями.

Компании, вовлеченные в международное разделение труда (в форме аутсорсинга, офшорного программирования и, в меньшей степени, торговли ПО), уже в достаточной степени владеют всеми приемами повышения конкурентоспособности, начиная от передовых бизнес-технологий и заканчивая стандартами обеспечения качества. Единственная проблема, которая встанет перед экспортерами ИТ-продуктов и услуг с приходом на отечественный рынок международных корпораций, – это острая нехватка квалифицированных кадров всех уровней, впрочем, она ощущается и осознается уже сейчас. А вот внутренний рынок программных продуктов и услуг, в свою очередь, разделится на две большие части. Компании, обеспечивающие исполнение госзаказа (объем государственных контрактов составляет до 40% оборота отрасли), до предела активизируют свой главный козырь – административный ресурс – и пронесут свои самобытные неконкурентоспособные решения сквозь годы и десятилетия. Те же, чей бизнес не связан с госконтрактами, понимают уровень потенциальной угрозы и озаботились внедрением современных управленческих технологий и стандартов качества.

Рассмотрим стандартизацию.

Что же это за технологии и стандарты? Долгое время считалось, что «золотым ключиком» в мир большого бизнеса являются стандарты качества серии ISO 9000. Однако в сфере ИТ-продуктов и услуг (и в первую очередь разработки программного обеспечения) более высоко ценятся специализированные стандарты группы СММ (capability maturity model) – «Оценка и аттестация зрелости процессов создания и сопровождения программных средств и информационных систем» (ISO/ITC TR 15504). Стандарт СММ 15504 предоставляет основу для аттестации процессов жизненного цикла программных средств (ПС), которая может быть использована организациями, занимающимися планированием, управлением, наблюдением, контролем и совершенствованием приобретения, поставки, разработки, эксплуатации, развития и поддержки ПС.

Стандарт СММ 15504 преследует ту же цель, что и серия стандартов ISO 9000, – обеспечение уверенности потребителя в системе управления качеством продукции поставщика. Одновременно он предоставляет пользователям основу для оценки того, обладают ли потенциальные поставщики производственными возможностями, отвечающими их потребностям. Аттестация процессов на соответствие стандарту СММ 15504 позволяет пользователю ПС определить уровень их зрелости по непрерывной шкале таким образом, что полученные показатели можно сравнивать и при необходимости повторять их оценку. Например, аудиты качества, основанные на ISO 9001:1994 и аттестующие процессы жизненного цикла ПС по принципу «зачет/незачет», такой возможности не предоставляют. Кроме того, модель, описываемая стандартом СММ 15504, позволяет подобрать объем аттестации так, чтобы он охватывал не все процессы, используемые организационной единицей, а лишь те, которые вызывают интерес.

Части «Процессный подход» и «Системный подход к административному управлению» стандарта СММ 15504 отвечают концепции ISO 2000 года в области системы качества. Эталонная модель описания, оценки и аттестации зрелости процессов жизненного цикла продукции, проекта или системы в CMM 15504-2 согласована с ISO 12207:1995 «Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств». Представленные в стандарте CMM 15504 рабочие продукты, процессы и их характеристики можно также использовать в качестве основы в целях разработки модели оценки уровня зрелости и усовершенствования процессов любого другого вида деятельности. Более того, CMM 15504 предоставляет механизм включения в изначально установленный перечень дополнительных рабочих продуктов и процессов, необходимых для осуществления конкретного вида деятельности и, следовательно, для оценки уровня зрелости «нововведений» и этой области в целом.

Рассмотрим восемь принципов успеха согласно ISO 9000.

Концептуальные основы системы административного управления качеством определены в восьми принципах, на которых базируется все семейство стандартов ISO 9000. В ISO 9000:2000 они прописаны как «всеобъемлющее и фундаментальное правило или убеждение, применяемое при руководстве и управлении организацией, направленное на непрерывное и долгосрочное улучшение ее производительности путем ориентации на потребителей одновременно с удовлетворением потребностей остальных участвующих сторон». Вот эти восемь принципов:
1. Ориентация организации на потребителя (customer-focused organization). Производители должны понимать текущие и будущие потребности своих покупателей и не только удовлетворять желания потребителей, но и стремиться превзойти их ожидания.
2. Лидерство (leadership). Руководство организации обеспечивает создание и поддержание внутренней окружающей среды, которая позволяет сотрудникам в полной мере участвовать в достижении стратегических целей компании.
3. Вовлечение персонала (involvement of people). Полная вовлеченность в деятельность компании сотрудников всех уровней способствует использованию их способностей на благо организации.
4. Процессный подход (process approach). Желаемый результат достигается более быстро, когда связанные ресурсы и деятельность управляются как процесс.
5. Системный подход к административному управлению (system approach to management). Административное управление системой взаимосвязанных процессов в рамках достижения заданной стратегической цели повышает эффективность и результативность работы организации в целом.
6. Непрерывное усовершенствование (continual improvement). Одной из обязательных стратегических задач компании должно быть непрерывное совершенствование.
7. Подход к принятию решений, основанный на фактах (factual approach to decision making). Эффективные решения базируются на анализе данных.
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками (mutually beneficial supplier relationship). Организация и ее поставщики зависимы друг от друга, и взаимовыгодные отношения повышают их способность производить ценности.

Следование этим принципам способствует развитию управленческой культуры, проникновению системы административного управления качеством во все виды деятельности организации (TQM – total quality management) и, значит, обеспечению конкурентоспособности продукции, проектов, систем и услуг компании.

Рассмотрим уровни зрелости системы.

Стадия развития, или, по-другому, уровень зрелости компании характеризуется определенным набором атрибутов, которые в совокупности позволяют реализовать тот или иной бизнес-процесс более эффективно. Поэтому переход организации, выполняющей проектные работы, на более высокий уровень зрелости представляет собой рациональный путь прогрессивного улучшения любого процесса. Согласно стандарту СММ 15504, все организации в зависимости от стадии их развития можно отнести к одному из шести установленных уровней зрелости:

Уровень 0. Неполный («incomplete»). Процесс не соответствует своему назначению. Рабочие продукты и результаты процесса отсутствуют или их невозможно выявить. Успех проекта, как правило, зависит от энергичности, таланта и опыта нескольких руководителей и исполнителей. Процессы на нулевом уровне характеризуются своей непредсказуемостью по срокам в связи с тем, что их состав, назначение и последовательность выполнения могут меняться случайным образом в зависимости от текущей ситуации.

Уровень 1. Выполняемый («performed»). В целом процесс соответствует своему назначению, однако невозможно строго запланировать и отследить его выполнение. Между сотрудниками организации действует договоренность о том, как и когда этот проект должен быть реализован. Также существуют выявляемые рабочие продукты процесса, что, в свою очередь, свидетельствует о достижении поставленных целей.

Уровень 2. Управляемый («managed»). Основное отличие от первого уровня состоит в том, что теперь результатом процесса являются рабочие продукты, которые соответствуют требованиям к качеству при заданных ограничениях по времени и ресурсам. Кроме того, сам процесс уже можно спланировать и отследить.

Уровень 3. Устоявшийся («established»). Процессы жизненного цикла ПС на этом уровне стандартизированы, они представляют собой единую технологическую систему, обязательную для всех подразделений. На основе единой технологии поддержки и обеспечения качества жизненного цикла ПС для каждого проекта могут разрабатываться дополнительные процессы последовательной оценки качества продуктов с учетом их особенностей. Руководство к каждому процессу должно содержать условия, рекомендации и процедуры его выполнения, входные и выходные данные, описание механизмов проверки качества результатов, условия и документы завершения процессов, а также сведения о роли, ответственности и квалификации специалистов.

Уровень 4. Предсказуемый («predictable»). Этот уровень свидетельствует о способности поставщика реализовывать крупномасштабные сложные проекты в жестко ограниченные сроки и с гарантированно высоким качеством. Разработаны меры для того, чтобы выявлять и предотвращать дефекты и ошибки на всех этапах жизненного цикла ПС. Управление обеспечивает выполнение процессов в соответствии с текущими требованиями к характеристикам качества компонентов и ПС в целом. На этом уровне применяется система детальной поэтапной оценки как технологических процессов жизненного цикла, так и самого создаваемого программного продукта и его компонентов. Разрабатываются и применяются универсальные методики количественной оценки реализации процессов и их качества. Одновременно с повышением сложности ПС и требований к ним совершенствуется управление проектами, за счет того что при выполнении процессов сокращаются текущие корректировки и устраняются дефекты. Результаты процессов становятся предсказуемыми по срокам и качеству в связи с тем, что они измеряются в ходе выполнения и реализуются в рамках заданных ресурсных ограничений.

Уровень 5. Оптимизируемый («optimizing»). Это высший уровень зрелости. Приоритетным становится сокращение потерь от случайных дефектов и ошибок путем выявления сильных и слабых сторон используемых процессов, а также анализ рисков и отклонений от заданных требований заказчика. Эти данные используются для снижения себестоимости жизненного цикла сложных ПС. Устанавливаются количественные ориентиры по эффективности выполнения процесса в соответствии с бизнес-целями организации. Оптимизация включает апробирование инновационных идей и технологий и изменение неэффективных процессов для приведения в соответствие с заданными целями и ориентирами.

Исходя из приведенной классификации, большинство российских компаний по уровню зрелости процессов относятся к уровням 2 и 3. Среди фирм, обслуживающих госсектор, увы, встречаются представители и уровня 1, и даже уровня 0. Организации, имеющие за плечами успешные международные проекты, могут претендовать на уровень 3, а реальные лидеры рынка проходят (или уже прошли) сертификацию на соответствие четвертому и пятому уровням. Однако следует учитывать, что данная эталонная модель сама по себе не может быть использована для проведения надежных и воспроизводимых аттестаций зрелости процессов из-за ее недостаточной детализации. Она должны быть дополнена всеобъемлющим набором соответствующих показателей.

Рассмотримнеобходимость соответствия стандартам качества.

Сейчас все больше участников рынка разработки программного обеспечения осознают необходимость соответствия международным стандартам качества, и в первую очередь стандарту CMMI (CMM Integrated) – последнему слову в эволюции стандартов серии СММ. Первой из российских организаций сертификацию по стандарту CMMI прошла компания Digital Design, это произошло еще в январе 2003 года. А отечественная компания LUXOFT стала единственной в мире ИТ-корпорацией, система управления качеством которой прошла сертификацию на соответствие требованиям моделей SEI SW-CMM и SEI CMMI SW/SE пятого уровня одновременно.

Если еще в 2006 году количество российских компаний, сертифицированных по CMMI, не превышало и двух десятков, то сейчас практически еженедельно появляются сообщения о сертификации все новых и новых организаций. И эти усилия оправданы – на открытом конкурентном рынке побеждает тот, кто лучше организован, оснащен и обучен.

Рассмотрим стандарты качества.

CMM 15504 дополнительно поддерживается группой стандартов, детализирующих отдельные этапы и процессы жизненного цикла, которые целесообразно применять для обеспечения функциональной безопасности и высокого качества сложных программных средств:
- ISO 12182:1998 «ИТ. Классификация программных средств»;
- ISO 9126:1991 «ИТ. Оценка программного продукта. Характеристики качества и руководство по их применению»;
- ISO 14598-1-6:1998-2000 «Оценка программного продукта»;
- ISO 14756:1999 «ИТ. Измерение и оценка производительности программных средств компьютерных вычислительных систем»;
- ISO 12119:1994 «ИТ. Требования к качеству и тестирование»;
- ISO 15846:1998 «ТО. Процессы жизненного цикла программных средств. Конфигурационное управление программными средствами»;
- ISO 14764:1999 «ИТ. Сопровождение программных средств»;
- ISO 15910:1999 «ИТ. Пользовательская документация программных средств»;
- ISO 6592:2000 «ОИ. Руководство по документации для вычислительных систем»;
- ISO 9294:1990 «TO. ИТ. Руководство по управлению документированием программного обеспечения».

Аттестация процессов жизненного цикла ПС позволит покупателям и заказчикам:
- выявлять риски, связанные с реальной зрелостью подрядчика, еще до заключения договора;
- заранее предусмотреть необходимые меры на случай возникновения рискового события;
- с помощью количественных критериев оценить соответствие зрелости потенциальных поставщиков потребностям бизнеса, установленным требованиям и оценочной стоимости проекта ПС.

Необходимо отметить, что хотя основной деятельностью ООО «Челябэнергопроект», получившей сертификат качества ИСО 9001:2008, является выполнение проектных работ, в штате имеются программисты, разрабатывающие небольшие программы для повседневного использования проектировщиками.


Источники:
1. Масалович, А. Российские IТ на пути к мировым стандартам // Консультант. – №5 [http://www.c2f.ru/online/769/?article=47]
2. Булкин, Д. ИТ-компаниям придется дать волю сотрудникам? // CNews. – 2006 [http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2006/07/21/206386_1]
3. Википедия: ITIL [http://ru.wikipedia.org/wiki/ITIL]

Автор: Челябэнергопроект
Дата: 23.03.2010

Комментарии специалистов Челябэнергопроект:
Нет
Статьи

смета проектных работ
©Челябэнергопроект – проектные работыinfo@chepr.ru, 2007-2013
DRA.RU - проектирование сайта под ключ; системный администратор ООО «Челябэнергопроект»
Главная|О компании|Стратегия|
Компетенция / услуги|Контакты
Сертификат качества