The Web-site of design Company Chelyabenergoproekt in English   English
Проектные работы в проектной организации Челябэнергопроект Заказать проектные работы в письме к проектной организации Челябэнергопроект Карта сайта
Die Web-seite der Projektorganisation Tscheljabenergoprojekt in Deutsch   Deutsch




Création de site web société française Chelyabenergoproekt   Française

   Облако тегов на сайте проектной организации Челябэнергопроект
Проекты интеллектуального мастерства!
новости компании
30.12.2015 С Новым годом!
Администрация ...
21.12.2015 С Днём Энергетика!
Уважаемые друзья и коллеги! Поздравляю вас с нашим большим праздником – Днем Энергетика! ...



новости отрасли
объекты Ростехнадзора
  Облако тегов
проектирование монтаж ключ котел кран сертификат ГОСТ ремонт заказЧелябинск

Вопросы технического регулирования в строительстве и при проектировании
Данная статья посвящена вопросам технического регулирования в строительстве, а также при проектировании.                                         

Любой проектной организации технические регламенты для реальной работы не нужны, поскольку носят общий директивный характер, а СНиПы являются отражением предыдущего строительного опыта, и их применение гарантирует безопасность сооружений, но их необходимо постоянно совершенствовать с учетом появления новых материалов, технологий, нагрузок, конструктивных форм, а сейчас этого никто не делает, – по мнению директора Центрального научно-исследовательского и проектного института строительных металлоконструкций имени Н.П. Мельникова (ЦНИИПСК), д.т.н., проф. В. Ларионова и зам. директора, д.т.н., проф. А. Павлова [1].

Отмечено, что 90% обрушений зданий – ошибки строителей [2].

Сегодня перед специалистами строительного производства стоит непростая задача преобразования всего многообразия требований, нормативов, методов в связи с действием закона «О техническом регулировании».

В связи с действием закона «О техническом регулировании» коренным образом изменяется система взаимодействия инженерно-технической, правовой и технико-экономической документации. Это представляет значительную трудность для изложения новых методов технического регулирования, их нельзя рассматривать изолированно от субъектов влияния: видов собственности, инженерно-производственного, финансового и правового.

С одной стороны, обязательные подтверждения соответствия продукции заданным требованиям методами только государственно-административного контроля порождает чиновничьи барьеры на пути продукции к потребителю. С другой стороны, государственный контроль за соблюдением требований технического регламента должен быть подкреплен современными правовыми нормами без ослабления уровня, защиты потребительского рынка.

Однако ход развития мировой экономики ХХ в., капитализма и социализма показал, что только сочетание мер государственного регулирования (социализм) и саморегулирования рынка (капитализм) обеспечивает благосостояние народа и государства. Вот что говорит по этому поводу американский математик, экономист, лауреат Нобелевской премии Дж. Неш: «Возьмите профессиональных экономистов. Большинство из них буквально верят в то, что якобы экономика цветет благодаря предпринимательской инициативе бизнеса и широкого потребительского выбора. Это не так. Экономика процветает благодаря тому, что у нас динамичный государственный сектор». Эти слова подтверждают целесообразность сочетания разных мер, обеспечивающих развитие общества с обязательным участием государства и субъектов производства.

В условиях государственного управления строительным производством государство было единым субъектом и производства, и контроля, и эксплуатации строительной продукции. В условиях современной экономики, когда в создании продукции, её контроле и реализации участвуют несколько субъектов с различными формами собственности, усложняется разделение ответственности за качество строительной продукции. В этих условиях появилась необходимость в создании системы контроля, не зависящей ни от производителя, ни от потребителя.

Закон технического регулирования (от 01.07.03 г) вносит значительные перемены в организацию работ строительного производства.

Цели и методы технического регулирования Закон регулирует отношения трех сторон:
- первую сторону представляет изготовитель продукции, исполнитель работы или услуг; т.е. сторона, заинтересованная в реализации результата деятельности и заявляющая о необходимости проведения оценки соответствия;
- вторая сторона – это лицо, приобретающее продукцию, приобретатель, получающий результат работы или услугу;
- третья сторона – лицо, дающее объективную оценку соответствия (качества) продукции, работы, услуги, этим лицом является независимый аудит качества.

Для обеспечения соответствия продукции установочным требованиям разрабатывается система технических регламентов. Технический регламент – документ, устанавливающий обязательные требования к продукции, видам работ, процессам, зданиям, сооружениям. Технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни и здоровья граждан, сбережения имущества, охраны окружающей среды.

Можно выделить три инновационных особенности закона о техническом регулировании:
1. Предоставление максимальной свободы действия производителям в отношении всех потребительских свойств, за исключением безопасности.
2. Повышение уровня ответственности производителя за безопасность продукции, что проявляется в повышении уровня документа, содержащего требования по безопасности, независимости контроля и государственного контроля за соблюдением правил оценки соответствия.
3. Обеспечение полной информированности от начала разработки национального стандарта или технического регламента до единой информационной системы Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.

Закон о техническом регулировании представляет собой основную часть механизма реформирования действующих технических условий и правил (ТУ, СНиП). Для осуществления этого реформирования необходимо выполнить самую существенную и наиболее требуемую часть работы – разработку технических регламентов. При этом необходимо, чтобы технические регламенты и соответствующие им методы, технологические решения, а так же документация национальных стандартов составляли единое целое, строились на согласованных методологических принципах.

Еще один принципиальный вопрос технического регулирования – это поиск разумного баланса между стремлением государства обеспечить свободное движение товаров, с одной стороны, и мерами по защите жизни, здоровья и имущества граждан, а также по охране окружающей среды – с другой, задача государства обеспечить это равновесие, в том числе мерами технического регулирования. Очевидно, что такая сложная задача должна решаться путем совместного учета затрат на обеспечение безопасности и возможных потерь производства от наличия барьеров, а общества – от опасной продукции. Понятно, что в такой постановке данная задача не имеет однозначного решения, поэтому в зависимости от конкретно от экономической ситуации это равновесие может меняться.

Критическая ситуация, сложившаяся в связи с введением закона о техническом регулировании, волнует специалистов строительного производства. По мнению многих представителей строительного сообщества, для того чтобы закон был эффективным, следует придерживаться определенных принципов, перечисленных ниже.
- Предстоящая работа по созданию технических регламентов невозможна без использования действующих СНиПов и других нормативных документов строительства. Достижение целей, указанных в технических регламентах, должно реализовываться через существующее и обновляемое в течение многих десятилетий применение требований государственных стандартов (ГОСТ) и «Строительных норм и правил» (СНиП).
- Для решения этой работы приоритетна проблема обновления устаревшей нормативной базы. По данным Международной организации по стандартизации (ISO), ежегодно обновляется не менее 10% действующих стандартов и нормативов. Такая инновация реализует возрастающий уровень технического прогресса.
- В обновлении нормативной базы строительства в современных условиях могут принять участие передовые строительные организации. Стандарты организаций, наряду с национальными стандартами и сводами правил должны образовать систему нормативных документов в строительстве, Федеральное агентство по техническому регулированию разработало стандарт ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандарты организаций. Общие положения». Для вновь разработанных национальных стандартов это оптимальный путь органичного внедрения инженерного законодательства в строительное производство.
- При составлении технических регламентов необходимо учесть, что некоторые требования закона о техническом регулировании для строительства должны быть пересмотрены. Планы изданий национальных стандартов, технических регламентов, строительных нормативов должны пройти обсуждение на ученом совете Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) и других строительных научно-исследовательских организаций. Это обеспечит легитимность и реализацию технических регламентов строительной области.

Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с федеральным законом от 18 июля 2009 года №189-ФЗ на национальный орган по стандартизации возложено обеспечение в информационной системе общего пользования доступа на безвозмездной основе к национальным стандартам, сводам правил, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов.


Источники:
1. Ларионов, В., Павлов, А. Нужны ли технические регламенты проектировщику? [http://www.stroinauka.ru/d26dr6095m123.html]
2. Баринова, Л. О проблемах технического регулирования в строительной отрасли [http://www.stq.ru/news/nbr.php?ELEMENT_ID=21683]
3. Ивлиев, А.А., Лазаренко, Ю.В., Миленин, М.Г. Проблема технического регулирования в строительном производстве// Технологии бетонов. - №4, 2009 (10.04.2009) [http://www.stroinauka.ru/d26dr10345m123.html]
4. Изменения в Федеральном законе «О техническом регулировании» [http://www.stq.ru/news/nbr.php?ELEMENT_ID=31398]


Автор: Челябэнергопроект
Дата: 24.07.2009

Комментарии специалистов Челябэнергопроект:
Нет
Статьи

смета проектных работ
©Челябэнергопроект – проектные работыinfo@chepr.ru, 2007-2013
DRA.RU - проектирование сайта под ключ; системный администратор ООО «Челябэнергопроект»
Главная|О компании|Стратегия|
Компетенция / услуги|Контакты
Сертификат качества