The Web-site of design Company Chelyabenergoproekt in English   English
Проектные работы в проектной организации Челябэнергопроект Заказать проектные работы в письме к проектной организации Челябэнергопроект Карта сайта
Die Web-seite der Projektorganisation Tscheljabenergoprojekt in Deutsch   Deutsch




Création de site web société française Chelyabenergoproekt   Française

   Облако тегов на сайте проектной организации Челябэнергопроект
Проекты интеллектуального мастерства!
новости компании
30.12.2015 С Новым годом!
Администрация ...
21.12.2015 С Днём Энергетика!
Уважаемые друзья и коллеги! Поздравляю вас с нашим большим праздником – Днем Энергетика! ...



новости отрасли
объекты Ростехнадзора
  Облако тегов
проектирование монтаж ключ котел кран сертификат ГОСТ ремонт заказЧелябинск

Методические аспекты применения AutoCAD в строительном проектировании
Одна из характерных особенностей строительных чертежей и моделей – большое число содержащихся в них объектов. Сами объекты, из которых состоит здание, как правило, не являются геометрически сложными. Число объектов влияет на объем файла чертежа и требуемые для его обработки ресурсы.            

В строительном проектировании обычно используются технические и программные средства средней ценовой категории, поэтому проектировщик-пользователь, мягко говоря, не ощущает избытка ресурсов и возможностей. Это относится и к тем, кто использует AutoCAD.

Объем файла проекта и некоторые другие особенности ощутимо влияют на скорость его обработки. Если работая с небольшими проектами – такими, как коттедж или квартира, этого можно и не почувствовать, то при работе с крупными снижение производительности может оказаться значительным. Для уменьшения влияния этого фактора могут быть предложены некоторые рекомендации.

Рассмотрим особенности строительной тематики.

Строительное черчение и моделирование, используя, в основном, возможности и методы, присущие любому направлению проектной деятельности, имеет некоторые особенности, которые следует учитывать при выборе конкретного набора средств из общей палитры. Масштаб. Строительные проектировщики имеют дело преимущественно с очень крупными объектами, измеряемыми десятками, а то и сотнями метров в каждом направлении, тогда как в качестве единиц измерения расстояний используются миллиметры. Хотя работа в среде AutoCAD, как и большинстве CAD-программ, предполагает использование реального масштаба, то есть 1:1, а масштаб вывода изображения на твердые носители назначается только в процессе настройки опций печати, тем не менее, в процессе работы предполагаемый масштаб совсем проигнорировать не удастся. Помимо проектируемой геометрии, чертежи, как правило, содержат множество элементов оформления: надписи, выноски, обозначения размеров, штриховки, прерывистые линии. Все они, будучи выведенными на твердые носители, должны быть корректно на них представлены. Таким образом, необходимо заранее думать о величине таких элементов как относительно содержащейся на чертеже геометрии, так и относительно самого бумажного листа. Наряду с тем, что каждый из перечисленных элементов имеет собственный способ настройки масштаба, возможны еще и различные методы формирования готовых чертежей, предполагающие различные способы учета масштаба выводимого изображения.

Рабочая область. Начиная чертеж, необходимо иметь под рукой и перед глазами область чертежа, достаточную для того, чтобы на ней разместились все части проектируемого объекта. По умолчанию при запуске программы или создании нового чертежа видимая область его пространства значительно меньше, чем может понадобиться строительному проектировщику. Максимальная область, визуальный доступ к которой может быть быстро обеспечен экранными операциями AutoCAD, подлежит настройке пользователем и называется лимитами чертежа. Назначаемые лимиты должны несколько превосходить суммарные габаритные размеры проектируемого объекта – для того, чтобы в максимальной видимой области чертежа осталось место для упомянутых ранее средств оформления.

Большое число объектов в чертежах. При проектировании строительных объектов, как правило, используется несложная геометрия для каждого отдельно взятого строительного элемента, однако в любом самом несложном чертеже или в модели таких элементов содержится очень много.

С одной стороны, простота геометрии избавляет от необходимости описывать сложные формы (что, например, приходится делать автомобильным дизайнерам). С другой – высокая насыщенность чертежей вынуждает заботиться об экономичных с точки зрения затрат системных ресурсов решениях. Под этим здесь понимается правильный выбор типов примитивов, на основе которых формируется логический объект, и оптимальный метод их создания. Выбираемые примитивы должны быть максимально экономичными по требуемым системным ресурсам и оптимально редактируемыми с точки зрения контекста их применения.

Повторяющиеся объекты. Множество объектов, содержащихся в строительном чертеже или модели, как правило, можно отнести лишь к ограниченному числу типоразмеров, в пределах которых сами объекты являются многократно повторяющимися абсолютно идентичными копиями.

В связи с этим весьма популярными делаются функции, позволяющие создавать копии объектов и их массивы. Кроме того, некоторые объекты, будучи единожды созданы, могут затем многократно использоваться не только в текущем, но и в последующих чертежах. В AutoCAD есть средства, позволяющие создавать, хранить такие объекты и получать к ним удобный доступ для их повторного применения. В связи с этой потребностью должное внимание следует уделить именованным группам примитивов, внутренним и внешним блокам и внешним ссылкам.

Идентично изменяемые объекты. Будучи одинаковыми, повторяемые объекты, как правило, и изменяться должны синхронно. При использовании блоков и внешних ссылок изменения, вносимые в один объект, применяются ко множеству всех идентичных объектов в чертеже. Такое глобальное редактирование является одним из важнейших средств повышения производительности труда исполнителя.

Извлечение количественной информации. Как правило, однотипные объекты требуют учета количества их вхождений в чертеж. Это нужно для определения расхода строительных изделий, строительных материалов и денежных средств. С той же целью требуется определять длину, площадь и объем объектов или областей, ими образуемых. AutoCAD содержит команды для автоматических измерений геометрических объектов, выводящие результаты на экран для ознакомления. Для подсчета вхождений блоков используются внедряемые в их состав специальные объекты, называемые атрибутами. В атрибутах блоков хранится допускающая редактирование текстовая или числовая информация, которая затем может извлекаться и обрабатываться во внешних программах с целью формирования отчетных документов.

Связность информации в различных документах. В процессе проектирования локальные изменения в отдельных чертежах производятся постоянно, они должны оперативно учитываться и в необходимых случаях отражаться во всех прочих чертежах проекта. В идеале такой перенос информации должен производиться автоматически. Это достижимо при правильной организации работы как над каждым отдельным чертежом, так и глобально, в рамках всей рабочей группы. Различные чертежные документы формируются на основе общей исходной графической информации. Как правило, это основные общестроительные чертежи: планы, фасады, разрезы. Формирование остальных чертежей состоит исключительно в фильтрации исходной графической информации (оставить стены и проемы, исключить заполнение проемов) и добавлении к ней информации специальной, но отнюдь не в ревизии базовой геометрии. Исключить многократное дублирование основных данных можно, обеспечив к ним доступ из различных чертежей по внешним ссылкам. Этот метод позволяет использовать во всех документах проекта обновленные основные графические данные сразу после внесения в них изменений. Этой же цели служит рациональная организация набора слоев, позволяющая при необходимости формировать в одном файле множество различных чертежных документов, немедленно отражающих изменения, выполняемые в любом из них.

Параллельная работа группы исполнителей над общим документом. Иногда требуется обеспечить совместную работу нескольких исполнителей над одним документом. Это может понадобиться в том случае, например, если параллельно с началом проектных работ проводятся уточняющие натурные обмеры. В стандартном случае после создания уточненной строительной подосновы наработанные чертежи придется корректировать, механически дублируя камеральную часть обмеров. Если строительная подоснова существует в качестве отдельного чертежа-источника, на который делаются внешние ссылки из параллельно нарабатываемых чертежей проекта, их актуализация может производиться автоматически и немедленно по мере внесения изменений в такую подоснову. Аналогичным образом посредством ссылок на выполняемые различными исполнителями модели отдельных этажей здания можно собирать полную его модель и на ее основе формировать остальные проекции и сечения.

Формирование видов плоских проекций трехмерных моделей. AutoCAD допускает различный подход к формированию фасадов и разрезов проектируемых зданий. Они могут формироваться вручную из плоских базовых примитивов аналогично тому, как это происходит при бумажном черчении, что нельзя признать оптимальным методом, однако иногда необходимо. Кроме того, вертикальные проекции можно получать путем настройки соответствующих видов на объемную модель в видовых экранах пространства листа, что позволяет существенно сократить объем работ и обеспечивает динамическую ассоциативную обратную связь таких проекций с исходной моделью. И все же автоматически формируемые проекции не всегда обеспечивают полностью корректное изображение: например, они могут содержать лишние линии вдоль стыков частей стен. Поэтому нередко применяется метод автоматического получения на основе модели плоских редактируемых изображений ее проекций, которые затем могут дорабатываться обычными средствами AutoCAD. Это особенно оправданно, когда проектируемое здание должно иметь сложный декор, который нецелесообразно воспроизводить в объемной модели, но необходимо отразить в чертежах. В иных случаях, напротив, даже если задача создания объемной модели не ставится, может оказаться технологически проще создать ее во всех подробностях для формирования фасадов или их частей, нежели пытаться уловить визуальное сокращение декора вдоль искривленных в плане стен при плоском черчении.

Частый вывод промежуточных чертежей. В процессе работы над проектом выводить промежуточные чертежи приходится очень часто – в том числе для выдачи заданий, согласования с заказчиком и смежниками. Это делает актуальной печать чертежных документов из предварительно сформированных в пространстве листа макетов. Такая настройка требует не больше времени, чем разовая подготовка печати из пространства модели, однако избавляет от необходимости выполнять ее повторно. Таких макетов в любом файле может быть создано множество для различных условий печати. Отправка настроенного макета на внешнее устройство производится мгновенно и не требует при печати дополнительного контроля, что обеспечивает при выполнении рутинных вспомогательных операций экономию времени, которое может быть использовано для решения творческих задач. В ряде случаев полезной может оказаться возможность замены вывода чертежей на твердые носители формированием компактных файлов специального формата, которые позволяют без запуска AutoCAD просматривать их содержимое и делать распечатки. Поскольку эти файлы не допускают редактирования, вы, передавая чертежи заказчику в такой форме, будете уверены, что ваши проектные материалы не будут использованы конкурентами.

Оперативность изменений. Нынешние рыночные условия и нередкое запараллеливание процессов проектирования и строительства (хотя и противоречащее законному порядку) предъявляют жесткие требования к срокам проектирования и оперативности учета пожеланий заказчика в процессе работы. Большим подспорьем здесь оказываются дополнительные средства повышения производительности, среди которых вынесенные в AutoCAD 2000 в дополнительную группу меню Express. Некоторые из представленных здесь инструментов позволяют в разы, и даже десятки раз сократить время, затрачиваемое на отдельные операции. Пристального внимания заслуживают, например, маскированные блоки, одновременная обрезка множества контурных объектов по выбранной кромке, операции управления слоями и некоторые другие.

Презентационная визуализация. Презентационная визуализация – чрезвычайно важная часть строительного проектирования. Она выполняется как на ранних стадиях для привлечения заказчика, так и в конце работы над проектом с целью его согласования. Чаще всего для такого рода работ применяют специальные визуализационные программы. Тем не менее, AutoCAD содержит достаточно мощный модуль для подготовки фотореалистичных изображений, позволяющий гибко настраивать точку зрения и освещение, назначать частям зданий визуальные свойства реальных материалов, применять специальные эффекты, имитирующие естественные условия наблюдения, вписывать здания в фотографический фон, воспроизводящий реальное окружение. В большинстве случаев этих возможностей оказывается достаточно для работы со строительными объектами.

Рассмотрим железо.

Не следует экономить на видеокарте. В процессе работы экранные операции занимают немалую долю времени. С другой стороны, трехмерные возможности видеокарты, скорее всего, окажутся малополезными даже при объемном моделировании.

Выбор между частотой процессора и объемом оперативной памяти в большинстве случаев следует решать в пользу последней. При работе над архитектурными и конструктивными чертежами не покажется избыточной оперативная память.

Очень важную роль играет дисковое пространство. В процессе работы немалую часть информации AutoCAD сбрасывает на диск в виде временных файлов быстрого доступа. Особенно это актуально, если одновременно открываются несколько файлов чертежей либо используются внешние ссылки. Дискового пространства в принципе не бывает много.

Для служебных файлов AutoCAD, не считая места для хранения чертежей, следует иметь на диске 300-500 Мб свободного пространства. Как минимум. Если вы сочтете достаточными 150-200 Мб свободной дисковой памяти, при работе с большими чертежами программа может в один прекрасный момент покинуть вас, не попрощавшись, и в лучшем случае вам придется прибегать к утилите восстановления некорректно закрытого чертежа.

Излишки оперативной памяти позволяют программе реже обращаться к диску, а это способно несколько ускорить работу.

Рассмотрим масштаб конечного чертежного документа.

Работая с системными единицами AutoCAD как с миллиметрами, при создании геометрии можно не заботиться о масштабе конечного чертежного документа. Трудно представить более нелепую ситуацию, чем пересчет в уме или на калькуляторе вводимых в компьютер значений. О масштабе можно было бы благополучно забыть вплоть до вывода чертежа на печать, если бы не одно обстоятельство. Чертежи содержат не только геометрию, но и элементы оформления. Все они и в процессе работы над чертежом, и в бумажном его представлении должны корректно отображаться в контексте применения. Это значит, что их величина должна быть правильно соотнесена с остальными объектами чертежа и размерами формируемого чертежного документа.

К числу объектов, требующих такого внимания, относятся:
- тексты и текстовые атрибуты блоков, для которых должна быть правильно настроена высота букв;
- чертежные размеры, содержащие как текстовые элементы, так и графические обозначения, а также выноски;
- штриховки, для которых важно правильно определить расстояние между ближайшими штрихами;
- прерывистые линии, у которых должны быть правильно настроены штрихи и пробелы между ними;
- условные обозначения точек;
- мультилинии;
- пользовательские обозначения на основе блоков.

Для работы с миллиметрами, равно как и с другими метрическими единицами длины, при настройке единиц должна выбираться десятичная система представления чисел. Настройка производится в стартовом диалоге при входе в программу или при создании нового чертежа в текущей сессии, либо командой _UNITS. При настройке чертежа по типу Quick Setup или Advanced Setup система представления значений длины устанавливается на первом шаге. Метрическим измерениям соответствует вариант Decimal. Экспоненциальная форма представления чисел, которой соответствует вариант Scientific, также пригодна для работы с метрическими единицами, однако предназначена для измерения очень больших или очень малых величин. Такая форма записи не предусмотрена чертежными нормами.

Остальные варианты соответствуют различным форматам представления британской системы, то есть предназначены для измерений в футах и дюймах, поэтому для наших условий непригодны. При использовании десятичной системы в силу ее универсальности под системной единицей может подразумеваться любая величина в любых метрических единицах длины, которые определяет для себя сам пользователь. Для правильного функционирования системы в общем случае такое назначение не требует особой регистрации, то есть пользователь сам должен помнить, чему равна системная единица, и не допускать ошибок при назначении размеров. Чередование цены единицы в процессе работы над чертежом не допускается.

Сказанное не относится к создаваемым в чертеже размерным обозначениям, для которых возможны некоторые вольности, описание которых в данную тему не входит.

Таким образом при создании геометрии о масштабе можно не заботиться. Несоответствие величины создаваемых объектов видимой области экрана устраняется различными опциями команды управления экранным масштабом (увеличением), действие которых аналогично работе трансфокатора видеокамеры. Это означает, что визуальное изменение величины объектов не влияет на их реальные геометрические размеры. Быстро установить в видовом экране нужную область помогает настройка лимитов чертежа.

Экранный масштаб не связан с масштабом вывода чертежа на печать, он служит только для обеспечения удобства работы. Вопрос о точном масштабе обязательно требует решения при распечатке изображения.

Впрочем, совсем проигнорировать масштаб будущих чертежных документов в процессе работы не удастся: помимо геометрии при их подготовке используются различные условные обозначения, которые должны корректно отображаться в готовых чертежах. Поскольку обозначения не являются объектами реального мира, они не имеют фиксированных абсолютных размеров. Величина обозначений принимается пользователями из соображений наиболее наглядного их представления в чертежном документе.

Размеры условных обозначений или их частей удобно оценивать по тому, каковы они будут в бумажном представлении чертежа. В этом случае, если обозначения помещаются в том же пространстве, что и геометрия сцены (в пространстве модели), изображение которой при выводе на печать будет масштабироваться с целью уменьшения, для сохранения их нормальной величины в окончательном чертеже они должны быть соответственным образом увеличены. Кратность их увеличения должна быть равна кратности уменьшения изображения: при создании чертежных документов в масштабе 1:100 обозначения следует увеличивать в 100 раз, при масштабе вывода 1:50 обозначения должны быть в 50 раз крупнее своих нормальных размеров и т.д.

Как правило, не следует масштабировать обозначения в случае их вставки в пространстве листа.

Величина текста определяется в системных единицах AutoCAD, которые в проектно-строительной практике, как было оговорено ранее, соответствуют миллиметрам. В том случае, если при создании текста текущим установлен стиль, в описании которого отсутствует указание на точную высоту букв, она будет запрашиваться и может быть изменена при каждом обращении к команде _TEXT или _DTEXT. Последнее использованное значение предлагается по умолчанию и может быть подтверждено пустым вводом (Enter на клавиатуре или в контекстном меню без изменения содержимого командной строки). Изменить высоту букв можно графическим указанием расстояния в графической зоне чертежа либо вводом нового числового значения, соответствующего расстоянию в системных единицах (миллиметрах), с клавиатуры в командной строке.

При написании многострочного текста с помощью команды _MTEXT высоту букв можно определить или изменить непосредственно во встроенном текстовом редакторе.

Из всех вспомогательных объектов-обозначений только при работе с текстом величина должна устанавливаться напрямую конечным размером. Исходя из того, что реальная высота текста для нормального его восприятия не должна быть менее 2,5 мм, при создании в пространстве модели в чертежах, предназначенных для вывода в масштабе 1:100, его высота должна составлять как минимум 250 мм. Соответственно, для масштаба 1:50 он должен быть высотой от 125 мм, а для масштаба 1:200 – не менее 500 мм, то есть нормальный конечный размер текста должен умножаться на знаменатель масштаба чертежа.

В том случае, если приходится создавать текстовые примитивы попеременно и в пространстве модели, и в пространстве листа (в котором их окончательные размеры пересчитывать не следует), целесообразно настроить высоту букв как стилевое свойство и использовать для каждого пространства свой текстовой стиль. В этом случае при создании текстов высота при обращении к команде запрашиваться не будет. Более подробное описание настройки текстовых стилей в данную тему не входит.

Текстовые атрибуты блоков – аналогично текстам – при создании автоматически воспринимают высоту по текущему текстовому стилю, либо позволяют назначить ее каждому атрибуту индивидуально реальным размером, в зависимости от того, определена ли она как стилевое свойство. В последнем случае соответствующее поле остается недоступно.

Остальные типы обозначений, корректный вид которых зависит от масштаба печати, позволяют не вычислять их размеры в пространстве модели, а задавать их соответствующими коэффициентами масштабирования. Общей особенностью здесь является то, что в исходном виде их корректное отображение обеспечивается, как правило, при масштабе печати 1:1. При работе со строительными чертежами, для печати которых используются иные масштабные коэффициенты, такие обозначения становятся неразличимыми. Для них применяется обратное масштабирование путем ввода его коэффициента в качестве соответствующих параметров настроек.

Для штриховок масштаб назначается в поле Scale на странице Quick диалогового окна Boundary Hatch. Для прерывистых линий аналогичный параметр называется масштабом типов линий. Общий масштаб для всех линий чертежа настраивается в диалоговом окне Linetype Manager в поле Global scale factor. При настройке корректного представления линий в пространстве модели флажок Use paper space units for scaling должен быть отключен.

Для обозначений чертежных размеров и выносок все их параметры настраиваются в размерных стилях. Это позволяет, с одной стороны, создавать множество единообразных обозначений для различных условий, с другой – легко переключаться между такими наборами настроек вместо изменения каждого параметра по отдельности. Кроме того, такой метод дает возможность глобально изменять свойства множества размерных обозначений путем редактирования объединяющего их стиля.

Параметры частей обозначений чертежных размеров настраиваются в полях многостраничного диалогового окна настройки размерных стилей. Число параметров, определяющих величину частей размерных обозначений, достигает восьми. Не возбраняется настраивать их все прямым указанием расстояний для каждого стиля по отдельности, однако, если нужны идентичные обозначения для различных условий, это может оказаться утомительным. Лучше настроить части по их конечной величине в бумажном чертеже, а для приведения обозначений в соответствие с масштабом формируемого чертежного документа использовать параметр их обратного масштабирования, вводимый в поле Use overall scale of страницы Fit диалогового окна New Dimension Style или Modify Dimension Style. Сюда следует вводить значение, равное знаменателю масштаба вывода чертежа или плавающего видового экрана, для которого предназначается настраиваемый стиль. Изменяя лишь этот параметр, можно создавать семейства однотипных стилей для разномасштабных чертежей и фрагментов.

Работая с фрагментами изображений, формируемыми непосредственно в пространстве модели путем копирования и последующего геометрического масштабирования набора примитивов, которыми образован участок чертежа, следует учесть важную особенность. При нанесении чертежных размеров размерный текст создается автоматически и содержит реальное измеренное значение. При измерении участков геометрически отмасштабированного фрагмента автоматически измеренные значения будут отличаться от соответствующих размеров чертежа-источника. Аналогичная ситуация может возникнуть, если размерные обозначения на основании изображения в плавающих видовых экранах создаются в пространстве листа. Для корректировки размерных значений в этих случаях должен быть применен поправочный коэффициент, который следует ввести в поле Scale factor на странице Primary Units диалогового окна настройки размерного стиля. Сюда должно вводиться число, обратное кратности геометрического масштабирования фрагмента либо, соответственно, масштабу, назначенному изображению, которое содержит плавающий видовой экран.

Часто требуется позаботиться о масштабе представления примитивов-точек. По умолчанию точки выводятся на экран одним пикселем, а на печать – пятном с диаметром по текущей толщине пера устройства вывода. Такие точки не поддаются масштабированию. Они плохо различимы на экране. Поэтому для точек нередко применяются хорошо различимые условные обозначения с ненулевыми размерами, называемые стилями точек. Для назначения величины символов точек имеется две возможности. По умолчанию их размер задается в процентах от видимой области экрана и зависит от текущего экранного увеличения. При таком использовании обозначений точек их размеры после очередной экранной операции могут оказаться слишком малы или велики для нормального восприятия при просмотре и печати. В том случае, если точки используются как вспомогательные объекты для привязок и не должны выводиться на печать, это не является проблемой. После регенерации размеры символов точек восстанавливаются.

Иначе дело обстоит когда точки в виде символов используются для имитации геометрических объектов сцены – например, колонн каркасного здания. Величина таких объектов не может зависеть от экранного увеличения, они должны иметь абсолютные геометрические размеры. Для этого используется вторая возможность: размер символа (сторона квадрата или диаметр круга) назначается в системных единицах AutoCAD (в нашем случае это миллиметры). При таком их использовании масштабирование не требуется. В том же случае, если конкретные размеры назначаются точкам, используемым в качестве вспомогательных объектов, видимых в конечном чертеже, при назначении их значений следует придерживаться того же принципа, что и в случае с текстами. Требуемый конечный размер обозначения следует умножить на знаменатель масштаба чертежа. К сожалению, в одном чертеже нельзя одновременно использовать несколько стилей точек, что существенно ограничивает область их применения.

Если чертежный документ формируется в пространстве листа на основе изображения в плавающих видовых экранах, предусмотрена возможность автоматической настройки масштаба обозначений размеров и прерывистых линий в любом видовом экране независимо от масштаба представленного в них изображения так, чтобы обеспечить их корректное представление при печати.

В случае с чертежными размерами этим методом рекомендуется пользоваться только если при создании нового видового экрана в нем сразу устанавливается масштаб изображения, после чего немедленно производится его блокирование. Блокирование означает, что при изменении экранного увеличения в пространстве модели, доступном через такой экран, одновременно масштабируется и видимая область пространства листа. Поэтому масштаб, назначенный изображению в таком экране, всегда остается постоянным. Это гарантирует сомасштабность всех размерных обозначений, созданных в одном экране. Если экран не заблокирован, величина размерных обозначений, созданных в разное время, может отличаться. При этом размеры, созданные таким образом в одном видовом экране, в другом могут отображаться некорректно. Поэтому следует либо избегать отображения в различных экранах одних и тех же участков изображения, либо фильтровать изображение созданных в них размерных обозначений, размещая их на различных слоях и управляя видимостью последних. В каждом видовом экране может быть установлен свой масштаб и свой уникальный набор видимых слоев. Описанный метод удобен тем, что для всех размеров достаточно использовать один размерный стиль. Особенность такого стиля в том, что при его настройке в области Scale for Dimension Features на странице Fit диалогового окна настройки устанавливается вариант Scale dimensions to layout (paperspace).

Универсальное масштабирование типов линий настраивается следующим образом. В диалоговом окне Linetype Manager глобальному масштабному коэффициенту присваивается значение 1 и включается флажок Use paperspace units for scaling. Корректное представление прерывистых линий при такой настройке гарантируется только в пространстве листа и расположенных в нем видовых экранах. В отличие от масштабируемых по текущему виду размерных обозначений, для обеспечения корректности представления прерывистых линий не обязательно блокировать видовые экраны, а линии, созданные в любом из экранов, во всех остальных отображаются корректно. Такая настройка является глобальной и влияет на представление всех прерывистых линий текущего чертежа. В некоторых случаях может понадобиться подкорректировать представление линий путем назначения малых значений глобального или локальных их масштабов.

Таким образом не составляет труда создавать чертежные документы, содержащие разномасштабные изображения на основе общей графической информации, – при этом избегая ее дублирования. При выводе на печать чертежного документа, сформированного в пространстве листа, масштаб вывода устанавливается 1:1, поскольку отдельные плавающие видовые экраны в его составе содержат уже отмасштабированное изображение. Необходимость применить масштабирование при выводе такого макета чертежа может возникнуть лишь если вы захотите распечатать его на листе большего или меньшего формата, не меняя при этом его композицию: например, при выводе контрольного экземпляра перед чистовой печатью с целью экономии бумаги и чернил. Часто таким образом выводятся чертежи формата A1 на листах формата A3. В настройках печати при этом изменяется размер бумаги (A3) и масштаб вывода (1:2). При таком уменьшении формата окончательный масштаб чертежа или отдельных видовых экранов может сохранить соответствие одному из стандартных значений: например, масштаб 1:50 изменится до 1:100 либо масштаб 1:100 – до 1:200.

Рассмотрим подбор примитивов.

При том, что железо играет в обеспечении высокой производительности немаловажную роль, огромное значение имеет методика, в частности – правильный выбор примитивов для формирования чертежей и моделей.

Рассмотрим оптимизацию плоского черчения.

При плоском черчении следует исключить из палитры средств примитив-область [region], а последовательности отрезков [line] и дуг [arc] заменять полилиниями [polyline].

Очень сложный примитив, область не дает в сравнении с другими типами объектов каких-либо преимуществ для 2D-черчения. Более того – очень неудобно редактируется: по отношению к области неприменимы многие стандартные команды AutoCAD, предназначенные для изменения формы объектов. Для редактирования областей используются функции, обычно применяемые в твердотельном моделировании: булевы объединение [union], вычитание [subtract] и пересечение [intersect]. Более полезны области могут оказаться при объемном моделировании.

Преимущества полилиний перед наборами отрезков и дуг очевидны. Во-первых, полилинии обеспечивают большую компактность данных, чем идентичные по геометрии наборы простых примитивов, что способствует уменьшению размеров файлов. Во-вторых, созданные полилиниями объекты являются цельными, выбираемыми и редактируемыми как единое целое, в то время как отрезки и дуги в имитирующем аналогичную геометрию наборе остаются разрозненными примитивами, никак реально между собою не связанными (кроме логики, которой руководствовался проектировщик при их взаимном размещении).

Редактировать участки построений (логические объекты), которые не выбираются целиком, тяжело: требуется выбрать все множество примитивов в составе такого объекта. Для выбора полилинии достаточно выбрать лишь один ее сегмент. Многосегментная полилиния обрабатывается функцией построения эквидистантного контура [подобие, offset] целиком, тогда как, желая получить тот же результат, разрозненные простые примитивы редактируемого набора придется обрабатывать поштучно, а затем сопрягать отдельные копии между собой. Аналогично функции фаска [chamfer], сопряжение [fillet] могут обрабатывать полилинию на всем ее протяжении, а разрозненные примитивы придется выбирать последовательно и попарно.

По отношению к полилиниям применимы такие действия, как назначение ширины, а также сглаживание путем подмены ломаной плавной кривой.

При формировании сложных кривых полилиниям в большинстве случаев следует отдавать предпочтение перед сплайном [spline]. Контуры, сформированные на основе прямых и дуговых сегментов, поддаются точному описанию с помощью линейных, угловых и радиальных размеров. В то же время для фиксации в чертежах формы сплайнового контура стандартные инструменты в AutoCAD отсутствуют. Это не значит, что фиксация такой формы невозможна в принципе, но она требует особой изобретательности и терпения. Кроме того, не мешает задуматься и о тех, кто будет выносить это в натуру.

Для фиксации формы и выноса в натуру эллипсов [ellipse] удобнее применять эллипсовидные овалы-полилинии. Как и истинные эллипсы, такие овалы создаются командой Эллипс. Разница определяется значением системной переменной pellipse: для построения овалов ей должно быть присвоено значение 1.

То же относится к классическим архитектурным формам – все они основаны на сочетаниях отрезков и дуг, которые воспроизводятся соответствующими сегментами полилинии.

Полилинию всегда можно расчленить на простейшие примитивы – дуги и отрезки. В свою очередь на основе набора дуг и отрезков ее можно собрать. Такая обратимость преобразований очень удобна: другие типы примитивов не позволяют обращаться с ними столь гибко.

Наиболее понятным способом изменения формы контуров является перемещение вершин с помощью «ручек» [grips]. Полилиния при таком обращении обеспечивает сохранение целостности контура, которая не гарантирована при работе с цепочками простых примитивов.

Рассмотрим оптимизацию объемного моделирования.

В объемном моделировании правильный выбор средств еще более важен. Здесь можно выбирать из трех основных классов примитивов: экструдированных базовых, сетевых [mesh] и твердотельных [3d solid].

Твердотельные объекты воспринимают только те из базовых функций редактирования, которые не предназначены для изменения формы. Форма твердых тел изменяется набором специфических функций, работающих не интерактивно. Действие таких функций сводится к трем булевым операциям, а также к повороту и перемещению отдельных граней твердотельных объектов на заданные углы и расстояния. Недостаточная гибкость этого набора функций в большой мере компенсируется возможностью привычными базовыми примитивами сформировать сечения будущих объектов сдвига и вращения, а также путь сдвига сложной формы. Элементы архитектурного декора, являющиеся наиболее сложными объектами проекта, как правило, сводятся к такого типа формам.

Инструменты для построения универсальных сетевых объектов более разнообразны. В отличие от твердотельных объектов, сети абсолютно подвижны: любая вершина такого объекта может быть перемещена произвольным образом без каких-либо ограничений. Именно последнее обстоятельство и делает работу по редактированию сетей крайне затруднительной. Условия наблюдения позволяют воспринимать только плоскую проекцию объекта и его окружения; кроме того, отсутствуют средства контроля над перемещениями рабочей точки в направлении, параллельном оси взгляда. Вероятно, при наличии стереоскопической визуализации и соответствующих инструментов контроля над пространственными манипуляциями такая свобода обеспечила бы наибольшую свободу творчества, однако в рамках доступных средств интерактивное перемещение вершин сетевых объектов не обеспечивает предсказуемого результата. В большинстве случаев сетевой объект проще удалить и создать заново, чем редактировать.

Тем не менее, поскольку сети позволяют задавать координатами положение любого узла, такие объекты можно использовать для построения сколь угодно сложных поверхностей на основе оцифрованных реальных объектов-прототипов. Оцифровка производится 3D-дигитайзером, при этом определяются трехмерные координаты точек поверхности физического объекта для построения по ним триангуляционной сети. Точность воспроизведения объекта определяется количеством оцифрованных узлов, но даже при небольшом их числе создание подобных моделей вручную является непомерно сложной, если не сказать невыполнимой задачей. Для такого рода работы применяются специализированные программные средства, автоматически создающие по набору трехмерных точек сеть с оптимальной топологией.

Большое преимущество сетей – их скромные требования к системным ресурсам. При использовании даже небольшого числа твердотельных объектов объем файла и время выполнения экранных операций заметно возрастают. Время регенерации файлов, содержащих идентичную геометрию, но реализованную в одном случае телами, а в другом сетями, может различаться в десятки, а в особых случаях и сотни раз. Особый вклад в утяжеление файлов вносят булевы операции. Разумеется, число узлов в сетевых объектах тоже влияет на объем файлов чертежей и скорость их регенерации, однако не столь критично.

Сети проигрывают твердым телам в возможностях, связанных с подрезкой и усечением геометрии. Некоторые специализированные приложения позволяют выполнять такие операции с сетевыми объектами, однако AutoCAD сам таких средств не предоставляет. Отсутствуют также средства для определения точек или контуров пересечения сетевых поверхностей между собой и другими примитивами.

Возможности создания стандартных геометрических форм в обоих случаях идентичны, причем в обоих же случаях создаваемые объекты не являются параметрическими.

Объединить гибкость твердотельного моделирования с низкой ресурсоемкостью поверхностного моделирования на основе сетей позволяет гибридная технология. Как правило, архитектурные модели создаются из множества объектов, многие из которых создаются единожды и остаются неизменными при всех манипуляциях. Это, например, балясины, колонны, элементы декора, столярные изделия, элементы оборудования и мебель. Такие объекты удобнее не редактировать, а заменять целиком. Именно они зачастую имеют наиболее сложную геометрию, а их многократное повторение при неверно выбранной технологии способно безнадежно утяжелить модель. Есть смысл поступить следующим образом. В силу сложности этих элементов для их создания может потребоваться твердотельное моделирование, после чего тип такого объекта уже не имеет решающего значения, и он может быть без ущерба для дальнейшей работы преобразован в сеть.

AutoCAD не предусматривает специальной функции для преобразований такого рода, однако с этой целью можно успешно применять функции экспорта/импорта – в данном случае с использованием формата 3D Studio (*.3ds).

Для экспорта объектов в файл формата *.3ds следует в меню Файл [File] выбрать пункт Экспорт [Export]. В вызванном при обращении к команде диалоговом окне Экспорт данных [Export Data] нужно в раскрывающемся списке Тип файла [Save as type] установить формат 3D Studio (*.3ds), настроить путь к папке, в которую должен быть помещен экспортированный файл, назначить файлу уникальное для данной папки имя и нажать кнопку Сохранить [Save].

После выхода из диалогового окна требуется выбрать объект или набор объектов и подтвердить выбор пустым вводом. В выведенном вслед за этим диалоговом окне Параметры экспорта файла 3D Studio [3D Studio File Export Options] настраиваются параметры экспорта, рассмотрение которых выходит за рамки темы. В большинстве случаев можно оставить предлагаемые настройки без изменения и нажать кнопку OK.

Для импорта объектов из файлов формата 3D Studio (*.3ds) нужно в меню Вставка [Insert] выбрать пункт 3D Studio. В диалоговом окне Импорт файла 3D Studio [3D Studio File Import], идентичном рассмотренному ранее окну Экспорт данных [Export Data], требуется перейти в папку, содержащую нужный файл, выбрать его в списке и нажать кнопку Открыть [Open]. В выведенном вслед за этим диалоговом окне Параметры импорта файла 3D Studio [3D Studio File Import Options] настраиваются параметры импорта, рассмотрение которых выходит за рамки темы. В большинстве случаев можно нажать кнопку Добавить все [Add All], оставить предлагаемые настройки без изменения и нажать кнопку OK.

Импорт производится в те же координаты, которые имел экспортируемый объект. Поэтому, если произвести импорт в тот же файл, из которого произведен экспорт, удалив предварительно исходный твердотельный объект, на его место будет вставлена точная копия, образованная многогранной сетью [polyface mesh].

Если такое преобразование производится с опциями по умолчанию, могут быть утрачены послойная структура объектов и назначения экранных цветов, однако визуальные свойства материалов для тонирования, если они были присвоены исходному объекту, сохраняются.

Контролируемое редактирование формы таких сетевых объектов практически невозможно в силу описанных ранее причин. Если есть вероятность, что потребуется изменение формы, исходную твердотельную геометрию можно сохранить для последующих исправлений на свободном месте текущего файла либо, лучше, в отдельном файле. С каждой модификации такого объекта потребуется делать новую экспортированную копию, а ею, в свою очередь, заменять путем импорта удаляемую прежнюю.

Рассмотрим третье измерение плоских объектов.

Для создания объемных строительных моделей могут также с успехом применяться базовые примитивы, используемые обычно для плоского контурного черчения. Для многих из них определены два объектных свойства, позволяющие назначать им трехмерность и параметрически изменять их состояние в этом качестве.

Свойство Высота [Thickness] позволяет параметрически вытягивать плоский примитив в направлении, перпендикулярном плоскости его построения, придавая ему дополнительное измерение. «Безмерная» точка становится при этом линейным объектом, контуры (отрезки [line], дуги [arc], все виды двумерных полилиний [polyline] с нулевой шириной) – поверхностями, а области (фигуры [solid], круги [circle], полосы [trace], все виды двумерных полилиний с ненулевой шириной [polyline]) – призматическими или цилиндрическими телами.

Другое свойство – Уровень [elevation] – позволяет параметрически изменять вертикальную позицию некоторых объектов, среди которых перечисленные в предыдущем абзаце, а также штриховки [hatch], эллипсы [ellipse], примитивы-области [region], сплайны [spline], лучи [ray] и прямые [xline], строчный текст [dtext] и многострочный текст [mtext], блоки [block] и внешние ссылки [xref].

Изменять высоту и уровень примитивов можно командой _change c опцией _Properties и опциями, соответствующими изменяемому параметру. Команда вызывается в командной строке. Кроме того, высота выбранных примитивов может изменяться в немодальном диалоговом окне Свойства [Properties], вызываемом командой _properties в командной строке или кнопкой Свойства [Properties] из панели инструментов Стандартная [Standard].

Благодаря тому, что высотные характеристики таких объектов изменяются параметрически, можно полностью контролировать манипуляции с трехмерными моделями при работе с ними в проекции плана.

Серьезным ограничением данного метода является то, что вытянуть исходный плоский объект можно только по прямой и только по нормали к плоскости построения, а результирующие псевдотрехмерные объекты не могут иметь переменную высоту; все их стороны или развертки сторон (для кривых) – только прямоугольной формы (кроме отрезков [line], при вытягивании которых допускается образование также плоских поверхностей в форме непрямоугольного параллелепипеда).

Несмотря на перечисленные ограничения, базовые псевдотрехмерные примитивы хорошо зарекомендовали себя при работе над строительными моделями. Этому способствует то, что для зданий характерны вертикальность, а также постоянная высота и ширина участков стен, горизонтальность и постоянство толщины участков перекрытий, прямоугольность проемов как минимум в нижней части, постоянство толщины участков перекрытий, постоянство сечений протяженных объектов (например, балок или стропил). Разумеется, все возможные случаи этим не исчерпываются. Встречаются стены наклонные, с переменным поперечным, а также горизонтальным и вертикальным продольным сечением. Проемы могут иметь произвольную форму, встречаются наклонные перекрытия и их перепады в пределах помещения. Однако доля таких нестандартных объектов в общем объеме невелика, если только не рассматривается случай реставрационного проектирования. Сопоставив сказанное, можно заметить, что тянутые псевдообъемные объекты вполне отвечают условиям решаемых задач.

Целесообразность их применения заключается в следующем: они очень экономичны с точки зрения использования системных ресурсов, что выгодно отличает их от твердотельных объектов, а действия над ними, в отличие от объектов-сетей, абсолютно контролируемы. Будучи по идеологии плоскими контурными примитивами, они легко редактируются стандартными средствами контурного редактирования. Форма оснований призматических псевдотел и псевдоповерхностей может легко изменяться простым перемещением вершин в плоскости построения, при этом оба основания изменяются синхронно.

Если основную долю построений выполнять базовыми примитивами, а твердотельное моделирование применять лишь в самых необходимых случаях, можно добиться существенного выигрыша в производительности. Рассмотрим неожиданные точки.

Для облегчения рабочих файлов как при плоском черчении, так и при объемном моделировании в качестве геометрических объектов и условных обозначений могут применяться точки. Кроме стандартного представления пятнами размером в один пиксель на экране и диаметр пера при печати, точкам можно назначить геометрическое представление с заданными размерами.

Такие представления точек называются стилями. Палитра для их выбора вызывается пунктом Отображение точек [Point Style] в меню Формат [Format]. Для использования выбранного образца в качестве геометрического объекта ему должна быть присвоена абсолютная величина в текущих единицах длины, то есть – для строительных объектов – в миллиметрах. Для этого в вызванном командой диалоговом окне Отображение точек [Point Style] следует установить переключатель в положение Установка размера в абсолютных единицах [Set Size in Absolute Units], а в поле Размер точки [Point Size] ввести нужный размер.

Точка является самым нетребовательным к ресурсам примитивом. Используя точки в больших массивах, например, в качестве колонн каркасного здания, можно получить ощутимый выигрыш по сравнению с использованием в тех же случаях других примитивов.

Применение точек в таком качестве связано с существенным ограничением. При назначении стиля он присваивается всем точкам – как созданным ранее, так и создаваемым позже. Использовать одновременно несколько образцов для различных точек нельзя. Поэтому описанный метод окажется неприменимым или ограниченно применимым уже в том случае, когда в здании встречаются колонны различных размеров и формы. Рассмотрим обработку чертежа или модели по частям.

Не обязательно все части здания честно редактировать в составе общей модели. Сложные детали, элементы, иногда целые этажи и фрагменты здания лучше разрабатывать в отдельных файлах и лишь на заключительной стадии объединять в законченной модели. Обрабатывать в контексте использования мелкий элемент (например, колонну или балясину) нерационально, поскольку при этом придется оперировать с объемом графической информации, существенно превосходящим тот, что должен быть обработан. Кроме того, соседние объекты будут загораживать объект и создавать помехи при его выборе и редактировании. Обработка крупной модели по частям может обеспечить большой выигрыш во времени за счет более быстрого выполнения любых команд, так или иначе связанных с регенерацией изображения, а также большей свободы при манипуляциях с редактируемыми объектами.

Такие отдельные фрагменты либо сразу создаются в отдельных файлах, либо изымаются из общего чертежа путем экспорта внешнего блока.

Для создания внешнего блока следует в меню Файл [File] выбрать пункт Экспорт [Export]. В вызванном при обращении к команде диалоговом окне Экспорт данных [Export Data] нужно в раскрывающемся списке Тип файла [Save as type] установить формат Блоки (*.dwg) [Block (*.dwg)], настроить путь к папке, в которую должен быть помещен экспортированный файл, назначить файлу уникальное для данной папки имя и нажать кнопку Сохранить [Save]. После этого на запрос в командной строке выбрать вариант <задать новый рисунок>, предлагаемый по умолчанию, для чего достаточно выполнить пустой ввод. Затем требуется графическим указанием на экране или списком координат задать базовую точку создаваемого внешнего блока и выбрать экспортируемые примитивы. После завершения выбора пустым вводом включенные в набор примитивы будут удалены из текущего чертежа и помещены в новый. Вновь созданный файл является обычным рабочим файлом AutoCAD, содержащим только перемещенную в него часть общей графической информации. Он может быть открыт программой для редактирования стандартным образом.

Впоследствии при возврате обработанного фрагмента в общий чертеж рекомендуется использовать технологию внешних ссылок. В этом случае фрагмент можно обрабатывать в отдельном исходном файле и после вставки, а общая модель при этом будет автоматически воспринимать последние изменения.

При вставке потребуется указать позицию, в которую будет помещена базовая точка, определенная в процессе экспорта. Для уменьшения количества манипуляций рекомендуется при определении базовой точки создаваемого внешнего блока, равно как и в процессе возврата его в родительский чертеж при назначении точки вставки, указывать нулевые координаты. В этом случае изображение при вставке будет автоматически корректно совмещено.

Различные этажи при разработке их в отдельных файлах следует создавать на основе общего прототипа либо путем редактирования копии файла предыдущего этажа. В этом случае их легко будет совмещать в общую модель, однако при вставке каждому из них высотная координата должна назначаться индивидуально и соответствовать его относительной отметке.

Для вставки фрагмента в качестве внешней ссылки в меню Вставка [Insert] следует выбрать пункт Внешняя ссылка [External Reference]. В диалоговом окне Выбор файла внешней ссылки [Select Reference File] требуется перейти в папку, содержащую нужный файл, выбрать его в списке и нажать на кнопку Открыть [Open]. При выборе файла можно увидеть уменьшенное изображение его содержимого в графическом поле Предварительный просмотр [Preview].

После завершения выбора файла-источника ссылки сразу выводится следующее диалоговое окно Внешняя ссылка [External Reference]. В нем нужно отключить флажок Указать на экране [Specify On-screen] в области Точка вставки [Insertion point] и, не изменяя значений в полях X и Y (в них содержатся нулевые значения), ввести в поле Z той же области значение, соответствующее высотной отметке фрагмента. После этого нужно нажать кнопку OK.

Для мелких деталей и отдельных многократно повторяющихся элементов здания – таких, как колонна, базовую точку при экспорте следует указывать не в начале координат, а в характерном месте самого объекта, например, в центре основания или левом нижнем углу. При внедрении такого объекта в общую модель точку вставки следует определить прямым графическим указанием. Для этого флажок Указать на экране [Specify On-screen] в области Точка вставки [Insertion point] должен быть включен.

Рассмотрим укрупнение объектов редактирования.

Одной из причин снижения производительности при работе с насыщенными чертежами и сложными моделями является обилие разрозненных примитивов. Большинство из них являются частями логических составных объектов, оставаясь при этом независимыми. Сложность выбора таких объектов состоит в том, что в набор необходимо включить много отдельных его частей. Глобальные способы выбора, такие как простая или секущая рамки, в большинстве случаев неэффективны, так как при высокой плотности изображения в набор попадают лишние объекты, для удаления которых команды глобального выбора уже неприменимы.

Отчасти проблема решается применением хорошо продуманной структуры слоев. Если примитивы распределены по слоям правильно, их видимостью, а следовательно доступностью для выбора легко управлять, изменяя состояние несущих их слоев. Тем не менее, для применения при выборе каждого логического объекта процедура управления состоянием слоев несколько тяжеловесна. В чертеже может содержаться несколько десятков, а иногда свыше сотни слоев, поэтому управление ими представляет собой отдельную проблему, для решения которой в AutoCAD предусмотрены специальные средства, описание которых выходит за рамки темы. Самым очевидным решением проблемы выбора сложных логических объектов является объединение всех составляющих его примитивов в составной объект, выбираемый и редактируемый как единое целое.

Простейший способ такого объединения – создание именованных групп примитивов. Группа является объектом AutoCAD, имеющим уникальное имя и объединяющим входящие в его состав примитивы таким образом, что при выборе одного из них выбираются все остальные объекты группы, и последующие манипуляции относятся ко всему набору. Выбирать группы можно по их именам, причем абсолютно адресно, поскольку имена не могут повторяться даже у совершенно идентичных по составу и расположению примитивов. При любых способах клонирования создаются новые группы с автоматически назначаемыми именами в специальном формате. Отдельные объекты, объединенные в группу, сохраняют независимость и при необходимости могут временно высвобождаться для индивидуального редактирования.

Для создания группы необходимо вызвать команду _group в командной строке. В меню и в стандартном наборе панелей инструментов вызов данной функции не предусмотрен. При обращении к команде выводится диалоговое окно Группы объектов [Object Grouping]. В поле Имя группы [Group Name] нужно ввести уникальное имя, после чего нажать на кнопку Новая [New]. Диалоговое окно при этом временно удаляется с экрана, а в освободившейся области чертежа требуется выбрать объединяемые объекты. После завершения выбора примитивов пустым вводом диалоговое окно восстанавливается с именем вновь созданной группы, содержащемся в списке. Для завершения процедуры следует нажать кнопку OK.

Состояние существующих групп изменяется с использованием той же команды. Временно освободить либо снова объединить объекты группы можно выбрав ее имя в списке и нажав кнопку Выбираемая [Selectable], при этом состояние группы меняется на противоположное. Интерфейс для работы с группами в AutoCAD LT несколько отличается по виду, но функционально идентичен. Более подробное рассмотрение управления группами выходит за рамки темы.

Простота выбора сложных составных объектов, достигаемая с помощью групп, позволяет заметно сокращать общее время их редактирования.

Более эффективным с точки зрения экономии ресурсов системы является объединение примитивов в блоки [block].

Блоки, как и группы, являются именованными объектами AutoCAD, однако уникальные имена присваиваются не каждому отдельному такому объекту из числа идентичных по составу и геометрии, а их общему прототипу, называемому определением блока и незримо хранимому в базе данных чертежа. Все объекты, созданные на его основе, называются вхождениями блока, носят имя своего прототипа и повторяют его геометрию. Как и группы, блоки содержат один или несколько вложенных примитивов, а также выбираются и редактируются как единое целое. Этим их полезные свойства не исчерпываются.

Определение блока хранится в базе данных чертежа в единственном экземпляре, а все вхождения являются лишь ссылками на него. Вхождение в дополнение к имени блока содержит лишь информацию о его положении в пространстве чертежа, а значит каждое новое вхождение блока увеличивает объем рабочего файла незначительно. Используя блоки, можно создавать в чертежах большее число объектов, чем обычным способом. Впрочем, на использовании видеоресурсов это не отражается.

Другим важным свойством блоков является наследование всеми вхождениями изменений, вносимых в определение. Таким образом, отпадает необходимость редактировать каждый отдельный объект некоторого типа для обеспечения их единообразия – достаточно лишь связать с именем этого блока новую измененную геометрию либо с помощью специальной процедуры отредактировать одно из его вхождений непосредственно в контексте его использования в чертеже или модели; при этом все идентичные ему объекты изменятся синхронно. Не запрещено использовать для каждого из идентичных объектов-блоков различные имена, однако в таком случае не удастся воспользоваться преимуществами методики, связанными с глобальным синхронным редактированием и экономией ресурсов системы.

Для создания нового определения блока нужно в меню Рисование [Draw] выбрать пункт Блок [Block], а в раскрывшемся подчиненном меню – пункт Создать [Make]. Можно также нажать кнопку Создать блок [Make block] на панели инструментов Рисование [Draw]. В вызванном при обращении к команде диалоговом окне Описание блока [Block Definition] требуется в произвольном порядке выполнить следующие действия:
- с помощью кнопки Указать [Pick point] выйти в рабочую область чертежа и указать базовую точку;
- с помощью кнопки Выбрать объекты [Select objects] выйти в рабочую область чертежа и выбрать объединяемые объекты;
- набрать в поле Имя [Name] уникальное имя для создаваемого блока;
- определить, как следует поступить с исходными примитивами, установить переключатель в одно из возможных положений – Оставить [Retine], Сделать блоком [Convert to block], Удалить [Delete].

После этого нужно нажать кнопку OK. Рассмотрение других настроек, возможных в этом диалоговом окне, выходит за рамки темы.

Для вставки ранее определенного блока нужно в меню Вставка [Insert] выбрать пункт Блок [Block]. Можно также воспользоваться кнопкой Блок [Insert Block] на панели инструментов Рисование [Draw]. В вызванном при обращении к команде диалоговом окне Вставка блока [Insert] следует в раскрывающемся списке Имя [Name] выбрать имя нужного блока. После этого нужно нажать кнопку OK, а после закрытия диалогового окна в рабочей области чертежа определить точку вставки, с которой будет совмещена базовая точка создаваемого вхождения блока. Рассмотрение других вариантов настроек, возможных в этом диалоговом окне, выходит за рамки темы. Не нашли здесь отражения случаи вставки внешних блоков, а также блоков из внешних файлов, равно как и использование немодального диалогового окна Центр управления [DesignCenter].

Во многом аналогично блокам действуют внешние ссылки [external reference] которые, однако, используют геометрию не из базы данных текущего рабочего файла, а из внешних файлов. Содержимое содержимого внешней ссылки подкачивается в оперативную память при ее вставке или обновлении, либо при открытии рабочего файла, в который она была вставлена в одном из предыдущих сеансов, непосредственно из файла-источника, доступного в локальном, сетевом и даже Web-доступе. Поскольку описание таких объектов хранится вне файла чертежа, то и не сказывается на его дисковом размере; это, однако, не влияет на потребность в оперативной или видеопамяти. Работа с внешними ссылками была рассмотрена выше.

Рассмотрим исключение повторов.

Экономить ресурсы и, как следствие, добиваться более высокой производительности можно также, избегая дублирования графической информации при создании фрагментов и формировании различных чертежных документов на общей графической основе. Часто различные по назначению чертежи используют в качестве подосновы одну и ту же геометрию. Например, опорные строительные планы используются в качестве подосновы для чертежей инженерных разделов. Дублирования таких планов можно избежать, обращаясь к ним по описанной выше схеме использования внешних ссылок.

Аналогичным образом, используя одну и ту же геометрию, можно формировать специфические чертежные документы в одном общем файле. Для этого используется технология формирования макетов чертежных документов в пространстве листа на основе плавающих видовых экранов [viewports]. Рабочий чертеж AutoCAD может содержать множество таких макетов, называемых листами [layouts]. В свою очередь, каждый лист-макет может содержать много видовых экранов, а каждый такой экран независимо от других – свою часть общего изображения в любом выбранном масштабе и при этом отображать только содержимое нужных слоев. Устанавливая в видовых экранах различный масштаб изображения, можно формировать на базе основной геометрии чертежи фрагментов и деталей. Индивидуально настраивая в видовых экранах наборы видимых слоев, есть возможность отображать в них лишь часть общей информации, относящуюся к конкретным специфическим чертежным документам. Через такие настроенные видовые экраны вы получаете доступ к пространству модели для редактирования. Можно, например, объединить в одном таком рабочем файле общий опорный план, графическую информацию для плана помещений, плана полов, плана потолков, рабочего плана стен и проемов, плана перекрытий, плана расстановки оборудования, а затем в видовых экранах конкретных макетов отфильтровывать эту информацию, оставляя видимыми только опорный план и нужное к нему дополнение. При использовании этого метода в случае изменений, вносимых в опорный план, достигается многократное сокращение трудозатрат в сравнении с традиционным подходом, поскольку придется лишь единожды выполнить корректировку, результаты которой отразятся во всех видовых экранах объединенного. В силу большого объема настроек, необходимых для создания и управления макетами и плавающими видовыми экранами, эти действия здесь не рассматриваются.


Источники:
1. Россоловский, А. AutoCAD – особенности применения в строительном проектировании// CADmaster, №5(5), 2000 [http://csf.ru/file/OleGcWspyjtktUnX8295266/cm_05_autocad.pdf]
2. Россоловский, А. AutoCAD – особенности применения в строительном проектировании: масштаб// CADmaster, №1(6), 2001 [http://csf.ru/file/dfcrYPOFVyPLCjqa8295267/cm_06_autocad.pdf]
3. Россоловский, А. AutoCAD – особенности применения в строительном проектировании. Оптимизация производительности// CADmaster, №4(9), 2001 [http://csf.ru/file/HUigouWRbJPqOuvw8295265/cm_09_autocad_str_proekt.pdf]

Автор: Челябэнергопроект
Дата: 22.07.2009

Комментарии специалистов Челябэнергопроект:
Нет Статьи

смета проектных работ
©Челябэнергопроект – проектные работыinfo@chepr.ru, 2007-2013
DRA.RU - проектирование сайта под ключ; системный администратор ООО «Челябэнергопроект»
Главная|О компании|Стратегия|
Компетенция / услуги|Контакты
Сертификат качества