The Web-site of design Company Chelyabenergoproekt in English   English
Проектные работы в проектной организации Челябэнергопроект Заказать проектные работы в письме к проектной организации Челябэнергопроект Карта сайта
Die Web-seite der Projektorganisation Tscheljabenergoprojekt in Deutsch   Deutsch




Création de site web société française Chelyabenergoproekt   Française

   Облако тегов на сайте проектной организации Челябэнергопроект
Проекты интеллектуального мастерства!
новости компании
30.12.2015 С Новым годом!
Администрация ...
21.12.2015 С Днём Энергетика!
Уважаемые друзья и коллеги! Поздравляю вас с нашим большим праздником – Днем Энергетика! ...



новости отрасли
объекты Ростехнадзора
  Облако тегов
проектирование монтаж ключ котел кран сертификат ГОСТ ремонт заказЧелябинск

Автоматизация ремонта и технического обслуживания в организации, выполняющей проектные и пусконаладочные работы
Для компаний, выполняющих проектные работы «под ключ», в которых основной капитал эксплуатируется интенсивно, незапланированный простой оборудования оборачивается убытками. Информационные системы, ставшие в последнее время одним из самых действенных инструментов повышения эффективности производства и снижения издержек, позволяют, в том числе, снизить затраты на модернизацию и поддержание парка оборудования в работоспособном состоянии. Синхронизировать производственные процессы таким образом, чтобы избегать незапланированных сбоев, подбирать соответствующих специалистов для работ, снижать количество ремонтов и составлять график обслуживания или замены оборудования так, чтобы основное производство пострадало как можно меньше, помогает технология Enterprise Рассмотрим Asset Management (EAM).

EAM – систематическая и скоординированная деятельность организации, нацеленная на оптимальное управление физическими активами и режимами их работы, рисками и расходами на протяжении всего жизненного цикла для достижения и выполнения стратегических планов организации. EAM-система – система управления основными фондами предприятия. Позволяет сократить простои оборудования, затраты на техобслуживание, ремонты и материально-техническое снабжение.

Несмотря на то, что износ основных фондов в промышленности России достигает почти 70%, большинство предприятий используют устаревшие методики планирования ремонтов: ремонты по останову и графики планово-предупредительных ремонтов (ППР).

Очевидно, что их методикой назвать сложно, они приводят к существенным потерям. А нормативы, на которых основываются графики ППР, были созданы в тридцатые годы прошлого столетия.

Что теряют предприятия, использующие устаревшие методики планирования ремонтов? Больше, чем кажется на первый взгляд. Например, внеплановые простои оборудования обходятся гораздо дороже, чем просто стоимость ремонтных работ на восстановление вышедшей из строя техники.

Необходимо понимать, что внеплановые простои – один из основных факторов снижения фондоотдачи оборудования. По статистике, они составляют как минимум 5% от общей величины простоев оборудования.

Из чего на самом деле складывается стоимость простоев? Это сумма потери дохода, затрат на избыточные мощности и затрат на восстановление.

К потерям дохода относятся не только затраты на материалы, запчасти и зарплату, но и величина всех доходов, измеряемая потерянной прибылью от продаж из-за невозможности выполнения плана ввиду неработоспособности оборудования.

Затраты на избыточные мощности – это затраты, связанные с содержанием резервного оборудования и страховых запасов запчастей и материалов, которые используются в случае выхода из строя основного оборудования.

Затраты на восстановление – это все затраты, связанные с восстановлением нормальной работы предприятия: стоимость внеплановых ремонтов, стоимость доставки запчастей и материалов, стоимость брака и т. д. Таким образом, получается, что внеплановые простои могут обходиться компаниям от 1 до 3% от оборота или потенциально 30-40% от прибыли.

Решения класса EAM в России менее известны, чем ERP- или CRM-системы. Но это не умаляет их значимости. Управление основными фондами (именно так переводится на русский язык расшифровка аббревиатуры EAM – enterprise asset management) напрямую связано с техническим обслуживанием и ремонтами (ТОиР) – жизненно важной областью деятельности энергетических и транспортных компаний, добывающих и оборонных предприятий, автосервисов и операторов связи. Более того, в таких системах, как SAP R/3 и IFS Applications, EAM-функциональность напрямую интегрирована со стандартными модулями ERP, будучи, таким образом, дополненной финансовыми, производственными и прочими модулями.

Аббревиатура EAM была введена в конце 1990-х годов аналитической компанией Gartner Group, подобно «стандартизованным» ранее системам MRP, MRPII и ERP. Впрочем, реальным стандартом в его классическом понимании EAM не является, хотя существуют устойчивые управленческие методологии, которые и лежат в его основе.

Интегрированные системы управления основными фондами явились логическим развитием компьютерных систем управления ремонтами (computerized maintenance management systems – CMMS), существующих уже более 20 лет. Основное предназначение CMMS – это сокращение затрат на обслуживание оборудования и повышение производительности (коэффициента готовности).

Рассмотрим функциональность типовой CMMS-системы, а затем и расширенную функциональность системы класса EAM.

CMMS обеспечивает поддержку следующих возможностей:
- ведение регистра оборудования, технических установок, агрегатов и их компонентов;
- регистрация технических данных, спецификаций для установки, ремонта и обслуживания оборудования;
- планирование основанных на календаре предупредительных ремонтов и генерация наряд-заказов;
- планирование и диспетчеризация исполнения наряд-заказов;
- отчетность о выполнении наряд-заказов – объемы работ, рабочее время, использованные материалы и понесенные затраты;
- управление складским хозяйством, возвратом материалов и запасными частями;
- управление снабжением материалами, запасными частями и внешними подрядчиками;
- стандартная отчетность и статистика;
- контроль доступа пользователей к системе.

CMMS-система управляет и поддерживает только наряд-заказы. В отдельных системах поддерживаются элементарные бизнес-процессы, однако они обычно жестко зашиты в ядро системы и используются только для управления наряд-заказами.

EAM-системы обеспечивают всю ту же функциональность, что и CMMS (порой даже более продвинутую), равно как и много других возможностей:
- проектирование процессов технического обслуживания и модернизации оборудования;
- управление поставками оборудования и управление монтажом;
- предупредительное обслуживание, основанное на условиях (ремонт по состоянию). Продвинутые ЕАМ-системы интегрируются с системами нижнего уровня (АСУ ТП), позволяя получать от них данные, на основе которых проводится анализ необходимости выполнения тех или иных ремонтных/профилактических работ;
- управление людскими ресурсами (персоналом) – контроль и управление доступностью ремонтного персонала, анализ квалификации, соответствия требуемой компетенции, учет посещаемости;
- сбор данных – штрих-коды, внешние датчики;
- экспорт данных в другие программы (например, табличные процессоры, аналитические средства);
- расширенный контроль доступа, основанный на ролях доступ к выбранным функциям и данным (обновление или только чтение), необходимость получения авторизации для выполнения отдельных операций;
- процедуры одобрения/подтверждения/контроля, основанные на ролевом доступе;
- продвинутое планирование и диспетчеризация наряд-заказов. Интеграция с системой управления персоналом;
- полная регистрация всех транзакций в финансовой системе по всем процессам – снабжению, складским операциям, проектным работам;
- полная регистрация всех расходов на ремонтные работы (материалы, время, трудозатраты) и сравнение их с запланированными;
- управление складскими запасами – пополнение материалов на основе потребностей наряд-заказов, заказов снабжения, запланированных отпусков и уровней складских запасов;
- управление документооборотом – по меньшей мере, возможность оперативного доступа к электронным документам, связанным с оборудованием, наряд-заказами и регламентами проведения ремонтных работ;
- управление персоналом – управление и контроль обслуживающего и ремонтного персонала, квалификации, доступности, компетенции.

Основное отличие между CMMS- и ЕАМ-системами заключается в том, что последние управляют всем жизненным циклом оборудования, начиная с проектирования, изготовления, монтажа и сборки и, далее, последующего обслуживания, сервисных и профилактических работ, модернизации, реконструкции и списания. В рамках этих активностей ЕАМ обеспечивает поддержку всех бизнес-процессов.

ЕАМ-система включает в себя также систему поддержки принятия решений, например систему мониторинга эффективности работы оборудования (основанную на доступности, эффективности и качестве).

Результаты внедрений ЕАМ-систем в мире свидетельствуют об их чрезвычайно высокой отдаче. Подавляющее большинство проектов окупается менее чем за полтора-два года. Типовым является сокращение на 20% и более затрат на ремонтные работы. Для крупных предприятий экономия может составлять миллионы долларов (например, согласно данным MSI Magazine, нефтеперерабатывающий завод Holly Corp из Далласа сообщил об экономии в 1,2 млн. долларов).

ЕАМ-системы достаточно легки во внедрении и не вызывают таких сложностей, как, например, внедрение MRP-планирования на производстве. Неудачные проекты фактически отсутствуют. Это во многом объясняется тем, что даже внедренная в минимальном объеме система уже дает значительный эффект.

Хорошо описанный регистр оборудования, ведение истории всех неисправностей и ремонтных работ в единой системе, отказ от журналов регистрации неисправностей (данные сразу заносятся в систему) – все это резко улучшает качество работ, связанных с планированием наряд-заказов, снабжением и отчетностью.

Существует ряд проблем, затрудняющих внедрение таких систем на российских предприятиях. Они достаточно очевидны. Одна из главных – так называемая задача паспортизации: для ведения регистра оборудования необходимо иметь на него всю документацию. По ряду причин этой документации может не быть. Например, в случае следующих ситуаций: а) агрегаты находятся в работе более 70 лет, документация рассеяна, а на некоторые блоки отсутствует вовсе, ремонты производились собственными силами, никто подобную технику уже больше не поддерживает; б) оборудование получено по репарациям из-за границы, документация отсутствует, предприятия, которое выпускало это оборудование, закрыто; в) бывшее в употреблении оборудование куплено как списанное у одного из европейских заводов, а на момент модернизации западного предприятия никто не беспокоился о возможности повторной продажи техники; г) документации не осталось.

Как видно из этих примеров, проблемы возникают из-за использования старого, изношенного оборудования. Такой случай типичен для многих российских предприятий. Однако это не делает задачу безнадежной, просто процесс ввода в систему осмысленного описания агрегата становится более трудоемким. Примером другой проблемы является создание подходящего классификатора. Подобная задача не уникальна для России. Важно понимать, что готовых удобных классификаторов не существует. И что самый удобный – это тот, что был разработан именно для данной организации.

Если окинуть взглядом мировой рынок ЕАМ-систем, то такие решения предлагает более сотни компаний-разработчиков. К ведущим из них обычно относят MRO Software, IFS, Indus, SAP, Intentia и Mincom. Indus в основном распространена в Северной Америке, IFS – в Европе, Mincom – в Азии, а SAP – в Латинской Америке. Для средних предприятий Gartner Group считает лидерами системы Intentia, IFS и MRO Software, для крупных – SAP и IFS. Согласно ARC, лидером на платформе Oracle является IFS, на MS SQL Server – MRO Software, на прочих СУБД – Intentia.

Ядро АСУ РТО
Ядро АСУ РТО


EAM-системы выделяют в отдельный класс и не объединяют все в рамках уже достаточно привычных ERP-систем (Enterprise Resources Planning – планирование и управление ресурсами предприятия), потому что техническое обслуживание и ремонты оборудования, или – в более широком варианте – управление основными фондами, не просто большой и достаточно самостоятельный бизнес-процесс, «достойный» собственной системы автоматизации. Это еще и свой подход к организации работ, далеко не во всем созвучный основным положениям концепции MRP/ERP.

Действительно, ERP-системы изначально ориентировались на дискретное производство с заданным циклом операций определенной длительности. При этом основная задача ERP-системы

состояла в том, чтобы максимально способствовать производству заданного объема определенной номенклатуры продукции в заданный срок и с минимально возможными издержками.

В случае ремонтов задача несколько другая – не просто снизить до минимума издержки при выполнении определенных процедур, но и сократить сами работы – как по видам, так и по объему (добиться в идеале полного отсутствия внеплановых остановов и связанных с ними аварийных ремонтов). Кроме того, ремонтная деятельность проводится в условиях существенной неопределенности данных – даже при всестороннем мониторинге состояния и износа оборудования объем и номенклатура необходимых запасных частей все равно носит вероятностный характер – в отличие от конвейера (зона «ответственности» ERP-системы), где все необходимые детали строго определены (и исходя из заказа, можно точно рассчитать, сколько и чего должно быть в то или иное время на складе).

Из-за этих и других особенностей ремонтная деятельность часто выделена на предприятиях организационно.

С другой стороны, модули автоматизации ТОиР (или ТОРО – технического обслуживания и ремонтов оборудования) присутствуют в целом ряде ERP-систем западного производства (SAP R/3, IFS Applications) и интегрированных систем управления предприятиями, разработанных в СНГ («Галактика», «Парус», «IT-Предприятие»). Причины востребованности специализированных CMMS- и EAM-систем в том, что они являются экспертными разработками, что с учетом отмеченной выше специфики крайне важно. Система-специалист, как и любой профи, предоставляет, как правило, более полное, всестороннее, глубокое решение поставленной задачи. Комплексная же система (в данном случае ERP) дает более широкий охват задач в одной «упаковке», хотя порой и ценой меньшей проработанности отдельных направлений.

Сегодня право на жизнь вполне успешно доказывают оба подхода к автоматизации ТОиР. Какой из них выбрать для конкретного предприятия – во многом зависит от значения ТОиР в его хозяйственной деятельности. Здесь, как в медицине, – если вам нужно общее обследование и наблюдение, вы идете в поликлинику. Но если вас беспокоит важная и постоянная проблема, то вы предпочитаете обратиться в специализированные центры, где и нужное оборудование есть, и практика специалистов по данному профилю больше, и комплекс услуг обычно шире.

В СНГ есть и своя специфика в проблеме «выбрать специализированную систему или ERP». Обычно внедрение ERP-систем происходит по схеме, когда в первую очередь речь идет о финансовых модулях, модулях расчета зарплаты, снабжения и сбыта, ведения складского хозяйства, отношений с клиентами. К собственно производственным участкам, особенно носящим «вспомогательный» характер, приступают позже всего, когда уже затрачены немалые временные, людские, финансовые ресурсы, где-то энтузиазм уже не тот и т. д. В результате автоматизация такого важного участка, как ТОиР, нередко переносится на перспективу. Приобретение же специализированной CMMS- или EAM-системы позволяет не откладывать автоматизацию ТОиР в долгий ящик.

Система АСУ РТО позволяет предприятию решать такие задачи, как:
- ведение реестра оборудования предприятия;
- ведение баз данных нормативных документов по ремонтам и техническому обслуживанию оборудования;
- ведение баз данных графической, технологической и конструкторской документации (схемы, чертежи и т. д.);
- текущий контроль состояния оборудования предприятия, регистрация технологических нарушений, дефектов и отказов оборудования, отслеживание их устранения, анализ причин возникновения;
- планирование ремонтных работ;
- планирование потребностей в материальных и трудовых ресурсах при ремонтах оборудования;
- учет и анализ фактических затрат на проведение ремонтных кампаний;
- ведение архивов отказов оборудования и проведенных ремонтов и др.

Основные экономические результаты, получаемые от внедрения ЕАМ-систем (согласно аналитической группе ARC, их отмечают около 90% пользователей):
- повышение производительности труда;
- увеличение производительности оборудования;
- сокращение сроков ожидания аварийных работ;
- сокращение излишков складских запасов;
- уменьшение числа незапланированных простоев/поломок;
- повышение коэффициента готовности/времени исправности;
- увеличение срока службы оборудования;
- уменьшение числа сбоев и дефектов.

Наиболее передовые ЕАМ-системы располагают средствами анализа эффективности использования оборудования. В общем случае эксплуатация оборудования предполагает ответ на следующие вопросы:
- Насколько эффективно мы используем оборудование?
- Во что обходится стоимость всех простоев, выраженных в не произведенной продукции?
- Каковы основные причины вынужденных простоев?

Системы, поддерживающие такой анализ, позволяют давать ответ на подобные вопросы. Это своего рода специализированный анализатор, наподобие финансового, но заточенный только под анализ эффективности использования оборудования.

Идеи производственного анализа используют характеристики APQ (availability, performance, quality) и имеют в своей основе алгоритмы расчета этих трех показателей – готовности, производительности и качества.

Эффективность оценивается в системе как свертка указанных показателей. В рамках APQ-анализа осуществляется расчет:
- показателей готовности, производительности, качества за данный период времени;
- общего времени работы оборудования;
- общего времени остановок по внутренним причинам;
- объема изготовленной продукции;
- объема брака;
- среднего времени между поломками оборудования;
- среднее времени ремонта оборудования.

Эти показатели просты для понимания и делают прозрачным контроль взаимодействия производства и технического обслуживания в рамках предприятия.

Отдельно стоит рассказать о концепции MRO (Maintenance, Repair & Overhaul – техобслуживание, ремонты и модернизация/капремонты). О ней говорят применительно к таким отраслям как транспорт, оборона/авиация, кораблестроение и т.д. – когда стоят задачи техобслуживания техники, а не оборудования или объектов инфраструктуры. Безусловно, у MRO-систем существуют своя специфическая функциональность – например, связанная с обслуживанием парков техники (самолетов, кораблей, железнодорожных составов и т.д.) и интеграцией с внутренними информационными системами (например, для отслеживания и прогнозирования неполадок во время полета). Не любая EAM-система подходит для процессов MRO. Так, мировой лидер в данной сфере, компания IFS, уже располагая мощной EAM-системой разрабатывала функциональность для MRO в течение 4 лет, совместно с ВВС Норвегии (где сейчас эта система эксплуатируется на 1000 рабочих местах). От систем MRO, особенно в авиации и обороне, также требуется обеспечивать с минимальными издержками соответствие требованиям техники безопасности и правительственным нормам.

Пожалуй, наиболее свежей концепцией является 3LM (Integrated Lifecycle Management), заключающаяся в интегрированном управлении жизненными циклами основных фондов (EAM), работы с заказчиками (CLM) и продукции (PLM). Осуществление всего этого в единой информационной системе должно приводить к синергетическому эффекту и эффективному взаимодействию всех служб предприятия.

В целом, затраты на ремонты, потери от простоев и поломок на российских предприятиях настолько велики, что внедрение EAM-систем представляется едва ли не безусловно необходимым. Реальная же практика такова, что предприятия, приступая к программе комплексной автоматизации и приобретая тяжелое ERP-решение, начинают с бухгалтерии и финансов, «увязая» в процессе внедрения на долгие годы. Разумеется, финансовыми потоками лучше управлять с помощью компьютерной программы, однако какой ценой? Возможно, эффективней было бы выделить те управленческие цепочки, где внедрение очевидно принесет прибыль, а главное, риск неудачного или затянутого внедрения невысок. И в этом контексте автоматизация технического обслуживания и ремонтов представляется делом весьма привлекательным.

Источники:
1. Шехватов, Д. Как автоматизировать ремонты и техническое обслуживание // CIO. – 2003. – №3 [http://pda.cio-world.ru/infrastructure/system/25003]
2. Википедия: Enterprise asset management [http://ru.wikipedia.org/wiki/EAM]
3. Управляйте ремонтами! Это повысит конкурентоспособность // Экономика и жизнь. – 2004. – №039. – С.32 [http://www.logistics.ru/9/2/i20_2993.htm]
4. Якименко, А. Ремонт без проблем: Автоматизированные системы технического обслуживания и ремонтов // Электрооборудование. – 2008, № 7. – С. 61-64 [http://www.mashportal.ru/solutions_service-206.aspx]
5. Шехватов, Д. Эволюция систем управления техобслуживанием и ремонтами // Оборудование (приложение к журналу «Эксперт»). – 2004. – №2 [http://assom.donntu.edu.ua/rems/remont_033_2004.html]

Автор: Челябэнергопроект
Дата: 23.03.2010

Комментарии специалистов Челябэнергопроект:
Нет
Статьи

смета проектных работ
©Челябэнергопроект – проектные работыinfo@chepr.ru, 2007-2013
DRA.RU - проектирование сайта под ключ; системный администратор ООО «Челябэнергопроект»
Главная|О компании|Стратегия|
Компетенция / услуги|Контакты
Сертификат качества